Общество

«Дойти до самой сути»: московская школа глазами учителей

Высокие результаты московской системы образования опираются на достижения учеников. Даже самый маленький шаг ребенка вперед – успех учителя

15.10.2019 13:53:39

«Дойти до самой сути»: московская школа глазами учителей
«Дойти до самой сути»: московская школа глазами учителей Фото: Фотобанк БМ24

Представители двух разных поколений рассказывают о своем взгляде на современную школу, вспоминают первый день в качестве учителя. Александр Орлов преподает историю, обществознание и литературу в школе № 1861 «Загорье», его педагогический стаж весьма весом. Ксения Иванова занимается с ребятами обществознанием и историей в школе № 508 совсем не долго, только набирает опыт.

Первый день

Александр Орлов

– Это был прекрасный день. Тёплый и осенний. Я шёл в школу через Нескучный парк. Это был изумительный седьмой класс. Они были шумные и весёлые, любознательные и открытые для общения, об этом классе говорили, как о лучшем за последние годы. Я начал урок с беседы о материале прошлого года, они рассказывали, а я добавлял факты, которых они не знали, так мы стали друзьями. Через месяц они написали обо мне всем классом в сочинении на тему «Мой любимый учитель». Классные ребята, до сих пор встречаю их на улице, в парке, иногда переписываемся в сети. Не могу поверить, что они уже взрослые, и всегда вижу в них семиклассников, которых увидел в первый школьный сентябрьский день.

Ксения Иванова

– Первый день в школе был очень волнительным. Это был первый в моей жизни урок, так как работать в школу я пришла на последнем курсе университета, практика мне и моим сокурсникам ещё только предстояла. Начался мой педагогический путь с урока в 5 классе, это была всеобщая история. Сейчас они уже в 10 классе, с многими из них мы до сих пор встречаемся на занятиях. Что примечательно, именно этих ребят я провожала в 1 первый класс будучи ученицей 11 класса, ведь работать я пришла в свою родную 508 школу.

Ученики

Александр Орлов

– Нет похожих детей и выпусков тоже, но сейчас это единое поколение, и проблематика не различается. Есть неизменные величины для всех нас, но главное – это процесс воспитания вкуса к жизни, принятия ощущения полноты окружающего мира, предоставляющей каждому из них личностное пространство, в котором они смогут себя реализовать.

Ксения Иванова

– Современные школьники более информационно подкованы. При этом они, как и дети во все времена, нуждаются в том, чтобы их слушали, разговаривали с ними. Мы с моим классом обсуждаем книги, фильмы, события. С удовольствием ходим в музеи, снимаем видеосюжеты. Они очень творческие, им хочется все узнать и все попробовать.

Школа из детства

Александр Орлов

– Школа сама по себе – это в моём миропонимании крепость отечественных традиций, но её особенность – в способности отбирать и принимать всё лучшее, что может привносить время. Мне повезло в жизни с учителями. Первый мой учитель начальной школы Григорий Александрович Фонарёв жил нами с потрясающей самоотдачей. В моей памяти навсегда остались наши туристические походы по местам боевой славы, жизнь в палатках, песни под гитару и встречи у него дома. Он стал примером грамотной, отчасти рациональной самоотдачи. На смену ему в средней школе пришла учительница русского языка и литературы Клавдия Михайловна Смирнова. Она воспитывалась ещё в Смольном институте благородных девиц Санкт-Петербурга. Если моя семья смогла создать атмосферу заинтересованности в истории, литературе, географии, искусстве, музыке, то Клавдия Михайловна раскрыла во мне сердечное видение литературы. Учитель стиля и грации, она словно вышла из повествований русской классической литературы второй половины XIX века. После её ухода из жизни самая молодая учительница нашей школы, её выпускница, стала самым интересным для меня человеком. Её отличие было в готовности к долгому диалогу с учениками, заинтересованными в её предмете. Ирине Борисовне Кучерук было о чём с нами говорить, её интересовало наше мнение о событиях второй половины восьмидесятых и начала девяностых годов XX века. Она словно сверяла своё восприятие происходящего с нашим. Но я не могу не вспомнить и нашего директора, Вячеслава Михайловича Архипова. Бывший мичман, подводник, служивший на Кубе гонял с нами мяч, как и все наши учителя, а половина из них были бывшие офицеры, мы ездили в город на Неве, говорили о войне, футболе, а главное, он старался разобраться в каждой ситуации глубинно, что особенно памятно и ценно для меня.

Ксения Иванова

– Выбор профессии учителя для меня был осознанным. В моей семье сложилась целая педагогическая династия, моя мама, Лариса Николаевна Иванова, учитель истории, она мой наставник в жизни и на работе. Бабушка была учителем начальных классов, а потом и директором школы, прабабушка тоже была учительницей. Я выросла на примере этих замечательных людей. Личность учителя очень важна для ребёнка. Я рада, что на моем пути были прекрасные педагоги, которых сейчас я с гордостью могу назвать коллегами. Мы учимся друга у друга. Они передают свой мудрый опыт. Я помогаю им осваивать новые технологии в образовательном пространстве. Именно в таком содружестве и должен работать педагогический коллектив.

Преобразования

Александр Орлов

– Преобразования в московском образовании последних лет огромны. Но для меня самым большим новшеством стало кадетское образование. Более чем своевременное решение. Мы сейчас должны подготовить граждан, способных умело противостоять агрессии на интеллектуальных мировых фронтах. Кадеты – это будущие державники Отечества. Щит и меч национального достояния.

Ксения Иванова

– Московское образование шагнуло далеко вперёд по всем направлениям, начиная от материально-технической базы до стандартов обучения. Конечно, здесь в первую очередь необходимо отметить проект «Московская электронная школа», который вывел преподавание в школе на новый качественный уровень. Интерактивные технологии стали нормой обучения, а не чем-то исключительным.

Современный учитель

Александр Орлов

– Учитель обязан быть неустанно развивающейся личностью, и это непросто, но так должно быть. Он будет привлекателен нестандартными решениями, но любое проявление школьного популизма у подростков исключено. Для меня ориентиром послужили слова, принадлежащие Павлу Корчагину, герою романа Николая Островского «Как закалялась сталь»: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

Ксения Иванова

– Современный учитель должен быть активным и мобильным, он должен быть своего рода мотиватором для детей и коллег. Очень важен личный пример учителя, приятно осознавать, что, видя твою работу, у кого-то тоже загораются глаза, и ты слышишь: «Я тоже хочу быть учителем».

Учитель будущего

Александр Орлов

– В моей мечте учитель будущего – это один из представителей интеллектуальной элиты. К этому надо стремиться, и это по силам нашей образовательной школе. Такие учителя есть и сейчас. Для меня примером является мой дядя Орлов Александр Сергеевич, который полвека посвятил школе, МГУ имени М.В. Ломоносов, и Литературному институту имени А.М. Горького. Он не только школьный учитель и преподаватель вузов, он автор прекраснейшего учебника истории Отечества, по которому учатся ребята уже четыре десятилетия, и множества пособий, которые помогают при подготовке в высшие учебные заведения России. Лейтмотивом для учителя будущего могут служить поэтические строки Бориса Пастернака: «Во всём мне хочется дойти/ До самой сути. /В работе, в поисках пути, /В сердечной смуте. /».

Ксения Иванова

– Мне хочется думать, что школа будущего не потеряет человечности, что в ней сохранится элемент коммуникации учитель–ученик, потому что эта эмоциональная связь важна для выбора ребёнком своего дальнейшего жизненного и профессионального пути.

Руководитель класса

Александр Орлов

– Безразличие в классном руководстве равносильно преступлению. Ты живёшь с ними годы, засыпаешь с проблемами класса в целом и в отдельности каждого, ты просыпаешься с мыслями о них, устаёшь, хочешь отдохнуть, но они твои, и ты ответственен за них. 

Ксения Иванова

– Руководитель класса сейчас выступает в роли наставника для своих учеников. Мы не просто отслеживаем посещаемость, внешний вид и наличие сменной обуви. Современное социокультурное и профессиональное пространство Москвы предлагает широкий спектр возможностей и точек роста. И наша задача направить образовательные интересы, выстроить мотивацию детей.

Работать в школе

Александр Орлов

– Высший смысл раскрытия своего земного пребывания для человека в роде деятельности. Пусть это субъективно, но для меня это так. Я говорю об этом ученикам. Ведь дело, которое вас поглощает духовно, становится частью вашей жизни, приносит счастье, оно становится любимым, а значит, нетягостным.

Ксения Иванова

– Работа в школе для меня – это занятие любимым делом, инструмент личностного роста и развития. Глядя на своих учеников, которые участвуют в конкурсах, становятся победителями и призерами олимпиад, невольно хочешь расти вместе с ними, достигать новых высот.