Общество

Юлия Куртанова: В период изоляции главное – сохранить контакт с ребенком

В прошлом году, когда весь мир находился в режиме локдауна, госпитальная школа проекта «УчимЗнаем» совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом провели онлайн-конференцию

09.03.2021 18:57:00

ФОТОРЕПОРТАЖ

БМ24.РФ писала об этом важном для госпитальных, да и не только, педагогов событии. Напомним, что участие в трехдневной работе конференции «Госпитальные школы России: сопровождение обучающихся, находящихся на длительном лечении, в период двойной изоляции» принимали педагоги флагманской и региональных площадок проекта «УчимЗнаем», преподаватели факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, магистранты, обучающиеся по магистерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями» МГППУ.

«Главной целью конференции стала трансляция и обсуждение лучших практик работы педагогов в период режима удаленного взаимодействия с обучающимися. Для госпитальной школы такое ограничение непосредственного контакта не стало чем-то принципиально новым, поскольку в стационарах медицинских учреждений учащиеся уже фактически изолированы в силу тяжести заболевания и особенностей лечения. Понятия «карантин», «режим изоляции» и ранее оказывали определенное влияние на регламенты организации образовательного процесса, но стали востребованы в большем масштабе в период пандемии», – отмечает руководитель проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», почетный работник общего образования РФ, профессор Сергей Шариков.

Многие участники конференции вышли к организаторам с предложением опубликовать лучший опыт работы специалистов МГППУ и госпитальных педагогов проекта «УчимЗнаем». Результатом такого совместного труда стало методическое пособие «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями с применением дистанционных технологий».

Мы решили пообщаться с одним из редакторов методических рекомендаций, заведующей кафедрой специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ Юлией Куртановой и выяснить, в чем же ключ к успеху этого методического пособия.

Юлия Евгеньевна, какие особенности работы психолога в дистанционном формате можно отметить?

Во-первых, особенности нахождения контакта с ребенком. В дистанционной форме вступление в контакт требует особого подхода от психолога. Во-вторых, хотелось бы отметить особую роль родителя. Помощником и посредником между психологом и ребенком при дистанционной форме взаимодействия непосредственно становится родитель. С одной стороны, это нагрузка на родителя. Но, вовлекая родителя в совместную деятельность с ребенком в качестве посредника и помощника, а то и полноценного участника, мы можем помогать самому родителю, давать ему эмоциональную поддержку и ресурсы для совладания с ситуацией, наполняя эмоциями, жизнью ту атмосферу в палате, в которой находится наш маленький пациент и его близкие.

Какие есть сложности работы в таком формате?

Самое сложное в этой работе – несмотря на технические сложности, с которыми мы сталкиваемся (неустойчивость интернет-связи, окончание заряда телефона, через который выходит на связь ребенок, и многое другое), сохранить контакт с ребенком.

Играет роль и ограниченное количество материалов, которые мы можем использовать в работе. Зачастую в палате у ребенка нет красок, пластилина, мы не можем продемонстрировать картинки в привычном их виде.

Можно ли отметить какие-то преимущества в дистанционной работе?

Не знаю, насколько это можно назвать преимуществом. Но то, что с помощью дистанционных технологий есть возможность работы психолога с ребенком, который находится в изоляции, можно считать преимуществом. Это помогает оказывать ему эмоциональную поддержку в сложной ситуации, поддерживать контакт с семьей, разнообразить повседневную жизнь ребенка и родителей. Также, работая дистанционно, мы получаем возможность наблюдать ребенка в естественной для него среде, где он проводит много времени – в палате или домашней обстановке.

В связи с изолированностью маленьких пациентов меняются ли цели работы психолога?

Цели нашей работы могут расширяться из-за усиления состояния депривации у детей, однообразности их жизнедеятельности. Речь идет как о сенсорной депривации (у детей мало визуальных, слуховых стимулов), так и социальной (дети общаются только с близким взрослым, который находится рядом). Помимо этого мы встречаемся с эмоциональной депривацией, когда у ребенка из-за однообразия происходящего вокруг мало эмоциональных стимулов, и двигательной депривации – находясь длительное время в изоляции, юный пациент не может активно двигаться, бегать. Мы должны учитывать это однообразие и работать с этим, расширяя спектр сенсорных стимулов, эмоциональных воздействий, контактов, используя пространство палаты для посильной физической активности. Это крайне важно для психологического развития.

Для кого будут полезны эти рекомендации?

Наши рекомендации предназначены для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с соматическими заболеваниями в госпитальных школах, на домашнем обучении, в ситуации вынужденной изоляции.