Общество

Владимир Ваняев: Все дети талантливы

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок получил не только качественное среднее образование как трамплин к хорошему высшему, а затем и к востребованной профессии. Важно, чтобы он чувствовал себя счастливым, а гармонии в душе во многом способствуют увлечения вне школы

26.03.2019 17:55:48

Array
(
)
Владимир Ваняев: Все дети талантливы
До 13 лет все дети талантливы и обучаемы. Главное - это цели, которые поставил перед собой ученик Фото: Ксения Соколова

Так что не стоит недооценивать такую сферу, как дополнительное образование. Оно не просто дополняет, оно развивает и в чем-то даже помогает юному гражданину в будущем в выборе его профессионального пути.

В этом уверен ведущий специалист кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета, руководитель художественной школы при МПГУ Владимир Ваняев. Это учреждение функционирует на территории Юго-восточного административного округа Москвы с 2005 года.

- Владимир Александрович, расскажите кратко о школе, которую вы возглавляете.

- Правильнее говорить о нашем учреждении уже не как о школе, а о подразделении Московского государственного педагогического университета института изящных искусств по детским образовательным программам. В рамках дополнительного образования в институте изящных искусств открыта общеразвивающая программа детского изобразительного творчества по программе художественной школы.

Начались очень жесткие реформы по упразднению огромного числа учебных заведений именно в рамках средней школы. Были упразднены школы для особо одаренных детей, музыкальные и художественные школы и многие другие. Начиналось слияние: из многих школ делали один комплекс.

Когда появилось предложение о слиянии школы с МПГУ, я и коллектив не возражали. Творческие программы были переработаны по условиям университетских стандартов. Так что теперь наше учреждение уже существует в формате дочерней структуры МПГУ. Но мы сохранили контингент, определенную базу и традиции.

- В свое время вы преподавали в вузе. Интересно, что подвигло вас оставить эту сферу и вместо студентов начать обучать школьников?

- На первых порах мне приходилось работать в разных творческих сферах. И, наверное, говоря об образовании, стоит иметь в виду не возрастные критерии, а то, какую роль образование, культура играют в социуме, какое значение они для него имеют.

Ну, а что касается студентов и школьников… Если есть контакт и результаты в работе со студентами, будут результаты у педагога, обучающего школьников. Познавательный уровень у тех и у других на начальном этапе примерно одинаков. Самое главное - это желание и стремление человека обучаться.

- Не будем скрывать, многие взрослые мечтают, чтобы его ребенок не просто состоялся, а чтобы он раскрыл свои таланты по максимуму. Но все люди разные, кто-то талантлив в одном, кто-то в другом, а у кого-то способности, мягко говоря, средние… Вот приводят в школу ребенка, а ему, что называется, не дано…

- Мое глубокое убеждение - неталантливых детей не бывает. До 13 лет все дети талантливы и обучаемы. Можно обучить, привить любовь к чему-то и развить талант, если у человека появляется непреодолимое желание рисовать, вернуться к этому или же начать обучаться с нуля. Главное - это цели, которые поставил перед собой ученик.

Если не лежит у ребенка душа к рисованию, художественному творчеству, можно ведь попробовать что-то другое. Убежден, что он обязательно найдет то, что ему будет и по душе и что будет у него великолепно получаться. Ни в коем случае нельзя говорить о ребенке, что он не талантлив. Талантлив! Просто надо найти сферу, в которой его талант распустится, как весенний цветок под яркими лучами солнца.

- Какова продолжительность обучения в вашей школе и какой документ получает ее выпускник?

- В среднем, обучение должно длиться как минимум пять лет. Это тот срок, за который возможно заложить определенную базу и развить способности ученика. Если говорить о формальной стороне дела, контракт заключается на год и затем продлевается по желанию.

Основной комплекс программы и специализация - предметы профессиональной профориентированности, что дает возможность человеку овладеть какой-то специализацией в рамках общей профориентированности.

Например, есть у нас такая специализация, как копирование масленно-станковой живописи старых мастеров. Предмет сложный, но если этим занимаешься с удовольствием и усердием, через какой-то определенный промежуток времени это ремесло можно освоить. Тем более что для этого есть возможности и все условия.

Да и в целом, все, что связано с изобразительной деятельностью, дает возможность человеку освоить какую-то из двадцати специальностей.

По окончании обучения выпускник получает свидетельство об окончании программы, которое является своего рода выходным документом, позволяющим чувствовать себя уверенно. А при поступлении в творческий профориентированный ВУЗ свидетельство декларирует его степень подготовленности к вступительным испытаниям.

- Чтобы получить документ об окончании школы, достаточно просто посещать все занятия?

- Нет, необходимо представить дипломную работу, продемонстрировать навыки, освоенные за время обучения.

- В каком формате проходит защита дипломов? Могут ли родители присутствовать на защите?

- Безусловно, родители могут присутствовать на защите. Дети демонстрируют свои работы, они оцениваются и выдается свидетельство об окончании программы.

- Обывательский вопрос, но он интересует многих родителей. Современныедети в массе увлечены гаджетами, соцсетями, а родители мечтают, чтобы они развивались, проявляли талант в тех или иных сферах. Как быть?

- Наверное, универсальный совет я вам здесь вряд ли дам. Самые главные критерии при отборе - желание ребенка заниматься и возможность родителей оплачивать обучение. Если эти критерии между собой коррелируются, тогда возможно перестроить интерес с одного на другое.

- Стоимость обучения у вас не велика. Как удаётся выживать школе, чувствуется поддержка со стороны правительства Москвы?

- Поскольку мы находимся в районе Москвы, который нельзя назвать богатым, нам приходится соответствовать планке цена-качество-уровень востребованности. Повысим стоимость обучения – велик риск потерять многих учеников. Если наоборот, заметно опустить уровень оплаты – значит, потерять уважение к себе. Поэтому приходится держаться в средней нише.

Сейчас мы занимаемся лицензированием образовательных программ, которые дадут возможность выйти на предпофессиональное образование в рамках художественной школы. Люди уже будут получать не специальное образование, а первую ступень в образовании в художественном творчестве.

Какая-то поддержка от города, безусловно, есть. Что-то мы просим в виде методической помощи. В любом случае, нам дали помещение, это уже очень хорошо. Хозрасчетная деятельность позволяет получать определенный объем прибыли.

Но мы не можем не учитывать возможностей тех, чей уровень платежеспособности находится на очень не высоком уровне. Так что стараемся соблюдать правило разумного баланса.

- Где получить более подробную информацию о вашей школе?

- У нас есть свой сайт и группа Вконтакте. На официальном портале можно найти исчерпывающую информацию о порядке подачи заявления для зачисления, есть контакты для обратной связи.