Духовность

Казанская икона Божией Матери: Символ православной веры

21 июля (8 июля по старому стилю) православный мир празднует явление иконы Пресвятой Богородицы. Казанская икона Божией матери – одна из главных русских святынь, связанная с важными событиями истории Российского государства и Русской православной церкви XVI века

20.07.2024 16:22:00


					
Казанская икона Божией Матери: Символ православной веры
Казанская икона Божией Матери: Символ православной веры Фото: Мария Ракова

Икона была обретена в Казани во времена царствования Иоанна Грозного. Это был весьма не простой период истории. Большинство жителей Казани исповедовали мусульманскую религию, а народ никак не мог определиться, с кем ему быть. Татар обращали в христианство. Одной лишь царской воли не хватало, чтобы защищать страну от захватчиков, которые надвигались с юга, востока и запада. Да тут еще сильнейший пожар, начавшийся недалеко от Кремля, у церкви Николая Чудотворца (так называемой Николы Тульского), подлил масла. Огонь перекинулся и на кремлевские постройки – Спасо-Преображенский монастырь и царский двор, выгорел почти весь посад. Люди стали сомневаться и еще больше выражать недовольство, дескать, как можно было попустить такой пожар? А вера христианская подверглась поруганию. Без помощи Божией было не обойтись. Именно для укрепления православной веры Бог явил чудотворную икону Божией Матери.

Икона неоднократно являлась во сне девочке по имени Матрона, дочери стрельца. Как описывается в повести «самовидца» и участника обретения святыни», икона явилась не архиерею, не начальнику града, не вельможе или богатому, не мудрому старцу, а чистой девице из простой семьи. Во сне Матерь Божия повелевала поведать об иконе архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули ее из земли в указанном месте. Девочка о своем сне рассказала матери, но та не поверила дочери. Какие тут детские сны, когда у взрослых дела поважнее?

В один из дней, в полдень, икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом». От такого видения девочка упала на землю и лежала несколько часов как мертвая, а затем взмолила мать. Та тотчас же пошла с ней к воеводам, но те не поверили, не поверил и архиепископ. Тогда мать поведала людям о чудной иконе. Те удивлялись, но вера их была слаба. Мать сама стала копать в указанном месте, на помощь пришли и другие жители, но найти ничего не могли. Матрона же начала копать на пепелище дома, в том месте, где была печь, и на глубине около 2 локтей обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав вишневого цвета. Икона сияла, как только что написанная...

Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиепископу Казанскому и Свияжскому. Началось ликование. Архиерей повел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришел на место явления.

Образ иконы был необычен, собравшиеся слезно молились о прощении согрешений, воеводы же просили милости и каялись в нерадении и неверии. По благословению архиепископа будущий митрополит Ермоген благоговейно взял икону, и крестным ходом ее понесли в ближайшую церковь во имя Николая Чудотворца. Там же и отслужили молебен.

Крестный ход, посвященный обретению иконы Казанской Божией Матери, отправился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути крестного хода икона показала свою чудотворную силу: прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший 3 года, а когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита. В Казанском соборе была совершена Божественная литургия.

С иконы Казанской Божией Матери сделали список, подробно описали ее явление и чудеса, после чего послали в Москву царю Иоанну Васильевичу Грозному и его сыновьям. Царь так проникся этим событием, что выделил из государственной казны денег на храм и девичий монастырь, которые были возведены на месте явления иконы Казанской Божией Матери. Впоследствии насельницей девичьего монастыря стала та самая Матрона, которой открылся образ Пресвятой Богородицы.

Если говорить о самом образе Казанской Пресвятой Богородицы, по типу он относится к иконам Одигитрия – путеводительница. Многие наши соотечественники не раз приходили с молитвой к иконе, и она указывала им верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени.

В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции архиепископ Эллассонский Арсений (впоследствии – архиепископ Суздальский). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского, тот сказал ему: «Арсений, наши молитвы услышаны; представительством Богородицы суд Божий об Отечестве предложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». На следующий день был освобожден Китай-город, а через два дня и Кремль.

Перед иконой Казанской Божией Матери молился и Петр Великий со своим воинством в преддверии Полтавской битвы, а в 1812 году Казанская икона сопровождала русских солдат, отразивших французское нашествие.

Во время Великой Отечественной чудотворная икона Казанской Божией Матери не раз помогала отстоять наши города – Ленинград, Москву, Сталинград и др., двигаясь с войсками до самых границ СССР.

Не секрет, что образ иконы Казанской Божией Матери – один из наиболее почитаемых в России и сегодня. Так, в любую погоду в Санкт-Петербурге, несмотря на очереди, православные христиане приходят в Казанской собор со своими просьбами и молитвами. И отказа, как говорят, никому не бывает.


Подготовлено при поддержке издательства "Сибирская Благозвонница"