Общество

Телешкола и дистанционное обучение: новый опыт столичных педагогов

Еще совсем недавно дистанционное обучение для многих было в диковинку, но сегодня всё совсем иначе: учителя проводят уроки в Сети, задания присылают в электронной форме

24.04.2020 16:34:25

Телешкола и дистанционное обучение: новый опыт столичных педагогов
Телешкола и дистанционное обучение: новый опыт столичных педагогов Фото: предоставлено организаторами

Как изменилось школьное образование за последние пару месяцев, легко ли было перестроиться на новый формат преподавания и чем удивило дистанционное обучение — столичные педагоги поделились с нами своими впечатлениями от нового опыта.

Андрей Белышев, учитель физики:

«Технически перестроиться на работу в дистанционном режиме оказалось не так уж сложно. Многое было сделано до этого. Например, в электронном дневнике уже существовала возможность прикреплять групповые и индивидуальные домашние задания, сопровождать их необходимым материалом из Библиотеки МЭШ, и даже формы обратной связи со школьниками были проработаны. Достаточно было зайти в кабинет учителя в МЭШ — и сразу видно, кто из моих учеников что сделал, где запнулся и сколько раз пробовал выполнить поставленную перед ним задачу.

Сложнее было психологически. Так, когда меня привлекли к записи образовательных материалов на МосОбрТВ, я четко понимал, что если раньше работал для 30 человек, то теперь меня смотрят тысячи. Это накладывало ответственность и добавляло азарта. На это же мотивировали и другие участники проекта, ведь я видел настоящих профессионалов, таких разных, но объединенных высочайшим уровнем мастерства. Уже сейчас я могу сказать, что это помогло мне профессионально вырасти и обрести новые компетенции, в том числе умение работать на камеру, которое теперь помогает мне вести уроки для моих ребят.

Считается, что китайский иероглиф «кризис» складывается из двух частей: «проблема» и «возможность». В этой мудрости я убедился на себе. Например, раньше казалось, что мои компьютерные компетенции достаточны для того, чтобы считать себя современным педагогом, а если что-то не получается, то не страшно, скорректируем потом. Оказалось, что это лишь иллюзия, что пора опять за парту, пора выходить из зоны комфорта и становиться лучше, сильнее, быстрее. Я этот вызов времени принял».

Надежда Ладилова, учитель начальных классов:

«В частично удаленном режиме мы с коллегами работали, потому что наша обычная трудовая деятельность довольно активна и разнообразна. Часто возникала необходимость в общей встрече для обсуждения текущих вопросов, но не было возможности собрать всех участников команды. Нам на помощь приходил электронный формат общения, который всегда воспринимался как естественное и логичное дополнение к работе в офисе. Используя различные мессенджеры, мы придумывали и обсуждали новые проекты, разрабатывали материалы, проводили консультации для слушателей различных курсов, взаимодействовали с коллегами из других городов и стран…

Новые условия, в которых мы сейчас находимся, расширили круг наших возможностей и показали перспективные направления для дальнейшего развития. Например, оказалось, что дистанционное обучение для многих слушателей курсов повышения квалификации предпочтительнее, чем электронное, а иногда и гораздо удобнее очного. Имеющиеся платформы для проведения онлайн-занятий сегодня позволяют нам не только организовать полноценное обучение, но и экономят драгоценное время учителей, которое они тратят на дорогу, что в условиях такого мегаполиса, как Москва, для многих сомневающихся, записаться на курс или нет, является существенным аргументом «за». При этом слушатели так же активно вовлечены в занятие: они могут здесь и сейчас получить ответ на любой вопрос или дать ответ на вопрос преподавателя, работают во время дистанционного урока в интернете, выполняя задания и создавая электронный контент, обмениваются друг с другом мнениями и устанавливают профессиональные контакты.

Новым для меня опытом стало проведение уроков в эфире Московского образовательного телеканала. Это не только большая ответственность, потому что есть понимание того, что твой урок и учителя, и родители воспринимают как некий «культурный образец», но и большая нагрузка, ведь для 15–20-минутного урока из огромного массива информации по теме нужно отобрать самое главное — именно то, что не только чему-то научит ребят по ту сторону экрана, но и обязательно чем-то «зацепит», спровоцирует у них новые вопросы и свершит «открытие»: учиться — это не только потому, что «нужно», но и потому, что очень интересно».

Антон Марко, учитель физики, лауреат конкурса «Учитель года Москвы»:

«Переход на дистанционные формы работы по организации образовательного процесса поставил множество дидактических задач. Очевидным стало отсутствие специальных методик. На первых этапах возникли попытки переноса предметного содержания и форм организации учебных занятий классно-урочной системы в дистанционные уроки с использованием различных онлайн-сервисов и в уроки телешкол. Однако такой подход сразу показал не очень высокую эффективность некоторых форм организации учебной деятельности и отсутствие специализированного контента для решения образовательных задач, специфических для каждой предметной области.Наличие задачи требует решения. Трудно пока говорить о системности решений, но отдельные направления прорисовываются, на мой взгляд, очень четко. По опыту организации дистанционных занятий по физике и математике можно говорить о высокой эффективности такого инструмента Библиотеки МЭШ, как виртуальные лаборатории. В отсутствие реальных приборов и материалов у учителя и ученика инструменты лабораторий позволяют учителю проводить демонстрации эффектов и приемов работы, а школьникам — осуществлять эксперименты, проводить геометрические построения и исследования графиков функций. Личный опыт организации таких занятий показал также эффективность Google-форм и аналогичных сервисов, позволяющих мне, как учителю, получать оперативную статистическую информацию о качестве знаний учеников по обсуждаемым вопросам».