Общество

Технология STEM в вопросах и ответах экспертов

Современный образовательный феномен, цель которого - развить у учеников высокоорганизованное мышление и обучить эффективному применению полученных знаний в таких дисциплинах, как естественные науки, технология, инженерия, математика и искусства, посредством проектного обучения

22.10.2019 13:11:43

Технология STEM в вопросах и ответах экспертов
Технология STEM в вопросах и ответах экспертов Фото: фотобанк БМ24

В чем суть технологии STEM? Какие принципы положены в основу этой технологии?

«Программа STEM-образование построена на принципах модульности, преемственности и вариативности, а это свидетельствует о ее универсальности и возможности реализации на разных уровнях образования с детьми с разными образовательными потребностями», – говорит президент группы компаний Сергей Аверин.

Главное место в этой технологии отводится практике, соединяющей разрозненные естественно-научные знания в единое целое.«STEM-образование характеризует комплексный подход, позволяющий изучать мир системно, – отмечает Ольга Зайнуллина, старший методист Городского психолого-педагогического центра. – В проектной деятельности дети познают взаимосвязь и логику происходящих событий и явлений. С помощью тысячи «почему», заданных родителям и педагогам, ребенок самостоятельно изучает мир». Детям непросто применять на практике изолированные знания по разным учебным дисциплинам, технология STEM позволяет приобретать знания в деятельности, интегрировано.

Какова роль STEM-технологии в современном образовании?

Современное образование всё более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, универсальных умений, непосредственно связанных с опытом практической деятельности.Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из основных трендов, поскольку STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода.

«Безусловно, эта технология сейчас находится на пике актуальности, –отмечает Татьяна Волосовец, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО». – Мы знаем, что дети школьного возраста работают в кванториумах, технопарках, где у них есть занятия по робототехнике, по математике. Они занимаются исследовательской деятельностью, изучают вопросы цифровизации. И дети дошкольного возраста теперь тоже не отстают: для них разработана программа STEM-образования».

В чем преимущества STEM-образования?

Естественнонаучная картина мира в образования с применением технологии STEM формируется на основе системно-деятельностного подхода и базируется на знаниях, полученных опытно-экспериментальным путём.

Почему это важно для ребенка дошкольного возраста?

1.     Именно так формируется навык индивидуальной и коллективной работы, дошкольники учатся договариваться, правильно задавать вопросы, ставить и достигать цели и др.

2.     У ребенка развивается критическое мышление, умение анализировать, получать и применять информацию в практической деятельности.

3.     Общий положительный результат (а технологияSTEM ориентирована на конкретный получение реального продукта деятельности) формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде.

STEM-образование дает возможность дошкольнику научиться быть самостоятельным.

В чем особенности STEM-образования в Москве?

Активная познавательная позиция ребёнка – один из ключевых принципов в STEM-образовании. Важны именно действия самого ребёнка, ему должно быть интересно, поэтому пространство, в котором он находится, устроено так, чтобы дошкольник мог активно и увлеченно «экспериментировать» с реальной развивающей средой.

«Сегодня в Москве существует 10 инклюзивных площадок, где дети дошкольного возраста могут посетить занятия с применением технологии STEM-образования, – отмечает Елена Ушакова, начальник отдела инновационной и методической помощиГородского психолого-педагогического центра. –  В активном взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, самостоятельно выявляя причины явлений, устанавливая взаимосвязи, ребята, занимающиеся по программе «STEM-образование для каждого», экспериментируют, овладевают первыми навыками планирования и коммуникативными умениями, формируют представления о сложном и многообразном мире».