Общество

Российский университет транспорта: Опираясь на традиции, двигаться вперед

Какие они, образовательные технологии будущего, позволяющие учить и учиться по-новому? Что нас ждет в результате сочетания традиционного высшего образования и цифровых технологий? И как готовить специалиста, который сможет быть в полной мере востребован в 21 веке?

05.04.2019 11:24:14

ФОТОРЕПОРТАЖ

За 123 года истории университет стал лидером в части создания транспортной инфраструктуры | Фото: предоставлено пресс-службой вуза

Ответ на эти и другие актуальные вопросы мы попытались получить у руководителя одного из старейших и самых авторитетных технических вузов России, который с 1896 года готовит специалистов для транспортной сферы, ректора Российского университета транспорта Александра Климова.

Сегодня вуз, продолжая вековые традиции отечественного транспортного образования и науки, видит свою миссию в том, чтобы стать головным университетом транспортной отрасли, координатором отраслевого транспортного образования, ведущим научным центром мирового уровня.

Александр Алексеевич, вы возглавили университет сравнительно недавно – в ноябре пришлого года. Какие первоочередные задачи вы поставили перед собой в должности ректора?

Цели и задачи университета неразрывно связаны с повесткой деятельности нашего учредителя – Министерства транспорта Российской Федерации. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 определены приоритеты развития транспортной отрасли нашей страны. Самые значительные средства запланированы на создание безопасных и качественных автомобильных дорог, развитие магистральной транспортной инфраструктуры, формирование глобальных транспортных коридоров, повышение уровня связанности территории Российской Федерации. Это важнейшие приоритеты, как для экономики в целом, так и для каждого отдельно взятого человека. Мы хотим быть мобильными, быстро и безопасно перемещать грузы.

На наших глазах быстро меняются транспортные технологии. Сегодня в рамках кооперации деятельности 17 транспортных вузов России – хороших, стабильно работающих – обсуждается необходимость разработки новых стандартов и образовательных программ, которые позволят подготовить уникальных специалистов для рабочих мест, которые еще вчера не существовали в транспортной отрасли. Министр транспорта поставил эту задачу перед отраслевыми вузами. Сформировать базу новых специальностей и программ с учетом того, что мы – единственный общетранспортный вуз в стране и на нас возложена задача координации этой деятельности. Поэтому ключевой вопрос для нас – запуск новых направлений подготовки, которые обеспечат решение задач, сформулированных в рамках стратегии национальных проектов развития транспортной системы.

Смогут ли ваши абитуриенты уже в этом году начать осваивать новые специальности?

Да, в этом году мы запускаем несколько новых направлений подготовки. Наш вуз исторический, в этом году ему исполняется 123 года, мы всегда были и, надеюсь, останемся в будущем головным вузом по подготовке специалистов для железнодорожного транспорта. С коллегами из ОАО «РЖД», нашего стратегического партнера, сейчас активно обсуждаем вопрос подготовки специалистов для пассажирского комплекса. Сегодняшний пассажир – человек современный, он хочет иметь все сервисы, широкополосный доступ в интернет, оригинальный дизайн. Все то, что соответствует представлению о комфорте 21 века. Наши выпускники и должны сформировать такую среду для пассажиров железных дорог.

Следующее направление – подготовка специалистов, которые смогут с использованием технологий построения «цифровых двойников» разрабатывать элементы современной транспортной инфраструктуры. Так называемые BIM-технологии. В чем они заключаются? Прежде чем что-то построить – автомобильную развязку, мост, атомную электростанцию, небоскрёб – разрабатывается детальное цифровое описание этого объекта. Так называемый цифровой двойник. Причем, это не просто изображение объекта в трехмерном пространстве, а его детальное описание до последнего болта и гайки. Проект проходит экспертизу в цифровом формате и получает заключение о соответствии всем требованиям. Дальше начинается строительство в полном соответствии с цифровым описанием. После сдачи объекта в эксплуатацию цифровое описание используется на протяжении его жизненного цикла. Эту технологию уже использует Росатом для создания атомных электростанций. Она позволяет примерно на 20-30% снизить стоимость с учетом жизненного цикла объекта. К тому же, для запуска беспилотного транспорта, о чем сейчас много говорится, цифровой двойник просто необходим. Как я обычно говорю, интеллектуальный транспорт возможен только в рамках интеллектуальной транспортной инфраструктуры. Специалисты в этой области сегодня в стране практически не готовятся.

Мы с этого года возобновляем подготовку кадров, способных строить и поддерживать в работоспособном состоянии гидротехнические сооружения, лицензируем практически все направления, связанные с речным флотом – как в береговой части, так и специальности, связанные с подготовкой судоводителей. Максимально расширяем все линейки наших образовательных продуктов.

В вузе сейчас идет очень серьезная работа по наращиванию компетенций в части автодорожного строительства. Задача использования самых современных технологий строительства и обслуживания автомобильных дорог в российских регионах крайне актуальна. Нам надо использовать мировой опыт на все сто, в том числе – привлекать потенциал исследовательских структур, инжиниринговых компаний. Специалисты насчитывают в этой области более трехсот технологий. У нас пока активно используется около тридцати. Мы недавно создали вместе с РосдорНИИ новый научно-образовательный центр. В рамках этого центра будем накапливать и аккумулировать все те технологии, которые должны использоваться при строительстве федеральных и региональных автодорог, чтобы повысить их долговечность и безопасность, снизить расходы на строительство и эксплуатацию. Перед центром также поставлена задача разработки и запуска соответствующих новых образовательных программ.

Каковы самые сильные стороны Российского университета транспорта?

За 123 года истории наш университет стал лидером в части создания транспортной инфраструктуры. Это касается, прежде всего, железнодорожных дорог, мостов, тоннелей. За прошедшие годы накоплен уникальный интеллектуальный багаж. Сформированный фундаментальный задел сегодня является базой, которая позволяет нам двигаться вперед.

Мне кажется очень важным, что мы – организация, подведомственная Минтрансу России. Министерство транспорта Российской Федерации – федеральный орган, который отвечает и координирует деятельность по развитию транспортной системы страны. Работая в плотной связке, взаимодействуя ежедневно с коллегами из различных департаментов Минтранса России, мы очень хорошо понимаем современные проблемы нашей отрасли и пути их решения. И, конечно, в качестве серьезного капитала университета я рассматриваю наших партнеров. Мы взаимодействуем с большинством крупнейших и наиболее успешных российских транспортных компаний. Таких, как, например, лидер мирового уровня ОАО «РЖД». Замечу, что в таких компаниях, как в России, так и за рубежом, трудится немало выпускников нашего университета. Мы не стоим на месте! Цифровая экономика, формирование комплексных транспортных систем, глобализация формулируют новые вызовы, к которым мы должны готовить наших выпускников, формировать из них специалистов, способных широко понимать технологические тренды, инструменты развития, геополитические реалии.

Давайте поговорим об одном из трендов последнего времени – ЕГЭ. Как вы считаете, такая форма итоговой аттестации помогает «пробиться» талантливым ребятам в хороший вуз?

Моё личное мнение: у ЕГЭ нет альтернативы. Работая в разных структурах, я убедился, что эта система, действительно, дает талантливым детям, выпускникам школ возможность на конкурсной основе заслуженно получать самое лучшее университетское образование. Безусловно, есть возможность и необходимость совершенствования технологий ЕГЭ, что и делается ежегодно Рособрнадзором.

Транспортная система на уровне всей страны устроена глобально. Если у нас самолет летит из Калининграда во Владивосток, он пересекает территорию, многих регионов. Поэтому в нашей ситуации, мы должны брать выпускников школ со всех регионов на единой конкурсной основе и готовить их как специалистов, которые будут приносить пользу экономике всей страны. Транспорт работает 24 часа в стуки 365 дней в году. К этому надо быть готовым. Наши выпускники несут ответственность за жизнь и здоровье людей. Это обязательно надо учитывать.

Мы активно взаимодействуем со школами. Предуниверсарий, «университетские субботы», конкурсы транспортных проектов школьников. Мы ищем будущих абитуриентов.

Каково ваше отношение к вузовским рейтингам? Они объективны?

Объективные ежегодные исследования подтверждают, что выпускники школ всё больше и больше ориентируются на ту информацию, которую дают ведущие рейтинговые агентства. Высокий рейтинг – это маркетинговое преимущество вуза. Влияет ли это на те процессы, которые идут в университетах? Безусловно. Не так давно Минтранс России поручил разработать программу повышения глобальной конкурентоспособности нашего университета. Примерно полтора года такая программа действует. У нас стоит задача войти в глобальные профильные отраслевые или предметные мировые рейтинги. Мы понимаем, что постановка таких целей требует серьёзных изменений практически всех структурных подразделений вуза. От гардероба до ректората.

Например, ни один рейтинг не обходится без учета количества и качества научных публикаций. Мы понимаем, что транспортной отрасли необходим авторитетный журнал, входящий в международные базы научных цитирований. В России есть научные журналы в сфере транспорта, но ни один из них пока не отвечает всем требованиям. Нужны регулярные публикации ведущих мировых ученых. Нельзя публиковать статьи только своих ученых, даже если у нас их много. Значит, нужно привлекать коллег из-за рубежа. И так далее.

Или количество иностранных студентов – один из важных рейтинговых показателей, который учитывается в ходе оценки. Это очень важный вопрос, ведь идет глобальная конкуренция на мировых рынках за предоставление образовательных услуг. В майском Указе Президента Российской Федерации определено, что к 2024 году численность иностранных студентов в нашей системе образования должна увеличиться в два раза. И есть иностранные студенты, которые готовы платить за обучение. Значит, подготовка востребована, практична и может конкурировать с тем, что предлагается другими вузами.

Вообще, рейтинги чем хороши? Они заставляют размышлять о том, каким образом выстраивается деятельность университета в сфере науки и образования, насколько комфортна среда для проживания.

С моей точки зрения, рейтинги – интересная и правильная вещь, потому что они независимы, на них очень сложно влиять. С каждым разом мы видим, как продвигаемся всё выше и выше. Это само по себе ускоряет процесс трансформации тех практик, которые есть в университете.

Александр Алексеевич, к Российскому университету транспорта относится гимназия. Как осуществляется взаимосвязь между вами?

В России не так много вузов, которые имеют полную линейку образовательных программ. В силу нормативного регулирования бюджетной сферы когда-то было принято решение, что университеты должны финансироваться из федерального бюджета, а всё, что связано со школами, – из региональных. В этом есть, безусловно, свои плюсы, но есть и оборотная сторона медали. Мы постоянно общаемся с учениками гимназии, и это позволяет сформировать у них вкус к профессиональной деятельности. Необязательно, чтобы все выпускники гимназии шли в Российский университет транспорта. Многие поступают в другие вузы столицы. И это хорошо. Значит, качество обучения в гимназии соответствует самым высоким требованиям. Но примерно половина идет к нам. Сильная сторона нашей гимназии в том, что очень в ней серьезно ведется работа по формированию проектных компетенций. Наши молодые преподаватели руководят проектными работами школьников гимназии. Также наши школьники успешно выступают в различных конкурсах и соревнованиях, например, в чемпионатах WorldSkills.

Я сам имел определенное отношение к развитию системы WorldSkills. Зачастую уровень профмастерства студента может превышать планку требований ведущих российских корпораций. Ежегодно в Екатеринбурге проводится чемпионат среди корпораций по стандартам WorldSkiils, где соревнуются молодые работники ведущих предприятий. Студенты колледжа на них зачастую показывают лучшие результаты. Поэтому сама подготовка к различным интеллектуальным соревнованиям дает хороший импульс школьникам, чтобы они начали размышлять – какая профессиональная траектория развития должна у них выстраиваться. Человек начинает думать о себе: а что я хочу? Куда могу двигаться с точки зрения профессионального развития? какие инструменты я должен использовать, чтобы это движение было осмысленным? И наши преподаватели помогают школьникам определяться. Отсюда кумулятивный эффект для университета, который получает заинтересованных абитуриентов с более высокими баллами ЕГЭ.

Какими должны быть современные выпускники школ и преподаватели университета?

Очень много проводится социологических исследований на тему «Кто сегодня может быть более успешным?». Это один из ключевых вопросов, который руководство университета, преподаватели, научные работники должны задавать себе. Мы должны готовить успешных людей для успешной страны. Но что такое успешный человек? Что его характеризует? Все исследования указывают на то, что существенно растет значение универсальных компетенций, независимо от того, на какой должности вы работаете и кто вы по профессии. Сейчас люди становятся более мобильными, а сфера труда – более проницаемой, уже нет «железобетонных» перегородок между разными областями профессиональной занятости. Сегодня вы занимаетесь маркетингом, а завтра можете сменить точку профессионального приложения и начать рисовать картины или работать учителем в школе. Говорят, что в мире человек на протяжении жизни в среднем 6-7 раз меняет сферу деятельности. Коммуникационные компетенции, навыки организации и управления, способность к самообучению, техники планирования групповой работы. Это то, что в Сингапуре называют компетенциями 21 века. Педагогические навыки также очень востребованы. Цифровая компетентность базовая для тех, кто живет в условиях цифровой экономики. Основы юридических знаний, финансовая грамотность и много чего ещё. В то же время современный выпускник должен быть профессионалом. И лучше – в нескольких областях одновременно. Человек должен быть динамичным, мобильным и стрессоустойчивым. Физически и морально здоровым.

Прислушиваетесь ли вы к мнению подрастающего поколения? Есть чему у них поучиться?

Без этого невозможно. К сожалению, наблюдаю иногда отрыв старшего поколения от молодежной реальности. Мы делаем всё, чтобы наш университет был саморазвивающимся, выстраиваем открытое взаимодействие со студентами. Если учесть, какие задачи перед университетом ставит государство, он просто обязан быть гибким, динамичным и очень креативным.

Ваши пожелания абитуриентам, которые думают связать свою судьбу с Российским университетом транспорта?

Самое важное – это интерес ко всему, что тебя окружает. Любознательность, которая от природы существует в любом ребенке, и ее надо развивать. Стремление понять окружающий мир, объять его и использовать, чтобы принести пользу обществу, людям, своей семье, самому себе – это, по моему мнению, ключевой фактор развития человека. Любознательность я бы поставил на первое место. Всё остальное приложится.