Общество

Наука обучения взрослых

Как сделать обучение увлекательным, рассказывает директор Института дополнительного профобразования

14.07.2023 17:11:08


					
Наука обучения взрослых
Наука обучения взрослых Фото: предоставлено пресс-службой вуза

Обучение – это возможности, говорят в Институте дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Москвы. Здесь проходят подготовку специалисты столичной системы социальной защиты, организуются просветительские лекции для жителей города, профессиональные семинары и конференции. В этом году Институт отмечает 15 лет со дня основания. Директор ИДПО Ирина Германова рассказывает об особенностях обучения взрослых, о том, как успевать руководить организацией и преподавать, почему изучение мозга помогает создавать лучший образовательный опыт.

Ирина, почему важно учиться и совершенствоваться в профессии в современном контексте?

Сегодня мы все больше говорим о непрерывном обучении. Недостаточно закончить школу, вуз или колледж и всю жизнь пользоваться знаниями, которые получил в молодости. Техника и технологии развиваются и усложняются, продолжительность жизни увеличивается, становится очевидно, что учиться нужно на протяжении всей жизни. Получать новую информацию, знания и навыки важно для того, чтобы чувствовать себя комфортно в современном изменчивом мире. А еще грамотно организованный процесс обучения приносит удовольствие в любом возрасте. Этому есть научное объяснение, когда мы решаем образовательные задачи, вырабатывается гормон удовольствия – дофамин.

Поэтому сейчас в образовательной среде все чаще поднимаются вопросы обучения взрослых?

В том числе поэтому. Обучением взрослых занимается отдельное направление в науке – андрагогика. Дело в том, что те подходы, которые используются в обучении детей и студентов, не работают со взрослыми людьми. Каждый взрослый слушатель приходит на занятия со своим опытом, убеждениями, интересами. Он может задавать вопросы, иметь свою точку зрения, отличную от той, которую транслирует преподаватель. Согласитесь, это сильно отличается от взаимоотношений, которые складываются, например, в школах, где есть четкая иерархия: учитель несет знания, ученик – эти знания впитывает.

Ирина, расскажите, в чем специфика обучения специалистов социальной сферы?

У представителей помогающих профессий не так много времени на обучение. Каждый день специалисты социальной защиты оказывают помощь представителям старшего поколения, семьям, детям, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. При этом социальная сфера динамично развивается и требует постоянно новых знаний и подходов к работе. Поэтому повышение компетенций, профессиональная переподготовка просто необходима. Наша задача, как института, разработать программы и предложить такой вариант обучения, который органично может встроиться в ежедневную жизнь человека. Быть, с одной стороны, полезным для профессиональной деятельности, с другой стороны, не обременительным по времени.

А нужен ли в таком случае взрослым обучающимся теоретический материал от преподавателя?

Вопрос необходимости изучения теории связан с изначальным уровнем подготовки слушателя. Есть люди, у которых хороший базовый уровень знаний, им достаточно показать несколько практических приемов, а есть люди, которым необходимо дать теоретическую основу.

Основная задача обучения взрослого человека - запомнить информацию, осмыслить ее и научиться в нужный момент ее применить. Теория – это база, которая нужна нам для осмысленности наших действий, без нее мы будем допускать ошибки, если вдруг условия задачи поменяются.

Как проходит обучение в ИДПО?

Так как мы имеем дело с обучением взрослых людей, все образовательные программы института построены на принципах андрагогики. Эти принципы мы используем при выборе названия образовательных программ, темы, отборе образовательного контента, составлении курса, методах обучения аудитории.

Перед специалистами ИДПО стоит важная задача – создать лучший образовательный опыт для слушателей, поэтому мы предлагаем различные форматы обучения. Например, наши образовательный онлайн-программы оформлены в виде квестов, игр или комиксов. На некоторых применяются деловые игры. Конечно, основа обучения - практикоориентированный подход, например, занятия в симуляционных классах ИДПО. Там можно отработать навыки по уходу, научиться оказывать первую помощь. Взаимодействие с манекенами помогает больше проникнуться процессом, в какой-то момент занятия, слушатели, действительно, начинают верить, что спасают человека. Это мотивирует внимательно слушать и запоминать, как, например, делать искусственное дыхание, проводить сердечно-легочную реанимацию.

Судя по обратной связи от участников программ, им, действительно, интересно учиться в нашем институте. Предполагаю, что поэтому москвичи посещают наши открытые мероприятия: лекции, конференции и вебинары.

Вы руководите институтом, выступаете как эксперт на профильных конференциях, преподаете. Как вам удается все успевать?

Я целыми днями занимаюсь управлением и преподаю эту дисциплину. Как тренер анализирую свой опыт и делюсь лучшими примерами. Поэтому как управленец и преподаватель могу сказать, что успеть все нельзя. Но можно постараться организовать рабочее время таким образом, чтобы эффективно решать задачи. Кроме того, личная практика помогает мне и в управлении Институтом. Я выступаю на равных с другими преподавателями и вижу, что можно упростить в ежедневной рутине. Так, например, у нас появился цифровой сервис по заполнению Индивидуального плана развития, а это значительно экономит время. Или мы отдали часть задач по оформлению дидактических материалов профессиональным дизайнерам и редакторам. Важно, чтобы у преподавателей Института, как и любого другого сотрудника социальной сферы, были желание и возможность развиваться. А это в конечном счете обязательно отразится на социальном благополучии жителей города, так как они будут получать поддержку от компетентных специалистов.