Общество

Музыкотерапия как образовательный инструмент госпитальной педагогики

Редакция БМ24.РФ рассказывала об уникальных российских госпитальных школах. За пять с небольшим лет удалось из проекта «УчимЗнаем» в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева создать настоящий образовательный кластер, площадки которого находятся более чем в 40 регионах России

13.11.2020 11:54:10

Array
(
)
Музыкотерапия как образовательный инструмент госпитальной педагогики
Музыкотерапия как образовательный инструмент госпитальной педагогики Фото: пресс-служба проекта "УчимЗнаем"

Сегодня нам бы хотелось остановиться на одной из образовательных программ в рамках проекта «УчимЗнаем», которая помогает детям не просто получать знания, но и служит терапией для всех, кто оказался учеником госпитальной школы.

Каждый хоть раз слышал, как музыка помогает улучшить эмоциональное состояние человека. Более того – музыка способна помочь преодолевать болезни. О том, как это происходит, почему музыка так важна для детей, которые находятся на длительном лечении, мы поговорили с тьютором флагманской госпитальной школы проекта «УчимЗнаем», продюсером образовательных программ «Музыка на здоровье» и «Сказки на здоровье», музыкантом Сергеем Мудровым.

Сергей Валерьевич, расскажите, как зародилась проектная образовательная программа «Музыка на здоровье»?

Наши дети, находящиеся на длительном лечении от Калининграда до Владивостока, обладают колоссальным творческим потенциалом. Мы с руководителем проекта «УчимЗнаем» Сергеем Шариковым знали об этом и всегда хотели использовать этот потенциал. Чуть больше трех лет назад на флагманской площадке госпитальной школы проекта «УчимЗнаем» была создана современная телерадиостудия. Это стало первым этапом большого проекта. В рамках дополнительного образования мы стали преподавать детям уроки теле- и радиожурналистики, а наставник дикторов и телеведущих Первого канала Нина Филипповна Вассина лично делится опытом и рассказывает нашим школьникам о тонкостях профессии. Известный радиоведущий и тьютор госпитальной школы Михаил Куницын обучает ребят правильно себя подать. Ну, а я – по музыкальной части. И вот после такого совместного труда всех участников образовательного процесса у нас появились первые детские новости, прогнозы погоды и другие передачи, где главные действующие лица – это, конечно, наши ученики. А мы, педагоги, лишь помогаем раскрыть им свои таланты.

Как возникла идея создать такой проект?

Сами понимаете, что в такой среде сложно удержаться и не начать что-то творить. Ведь здесь, на флагманской площадке госпитальной школы проекта «УчимЗнаем», всегда что-то происходит. Сегодня прилетают космонавты, завтра Екатерина Андреева и Арина Шарапова прямо с эфира мчится, чтоб разделить радость успеха или рассказать лично нашим детям о последних новостях. Вот в ходе одной из таких встреч с творческими людьми из отечественного шоу-бизнеса возникла идея поддержать нашего талантливого ученика и помочь ему с выпуском альбома.

Так простая встреча переросла в полноформатный проект «Музыка на здоровье», где дети находят себя и раскрываются как цветы после дождя под лучами теплого солнца. Безусловно, проект «Музыка на здоровье» выполняет и еще одну важную функцию – он влияет на настроение детей, а значит, способствует реабилитации и облегчает им путь к выздоровлению и ремиссии.

Увлекая детей творчеством, мы сами получили огромный опыт. Он оказался полезным для будущих проектов и конечного продукта, который был разработан при помощи наставников и самих участников этой проектной образовательной программы.

Есть ли какие-то критерии, по которым отбирают участников, или важно только желание ребенка?

Самое главное, чтобы у ребенка был интерес. Все условия для мотивации и развития потенциала мы предоставляем.

Самой первой участницей нашего проекта, который тогда не был еще так развит, стала 16-летняя Елизавета Петухова. Она пришла в студию, чтобы спеть песню. Уже тогда у нее за плечами было 34 химиотерапии и 2 пересадки костного мозга. Несмотря на тяжелое состояние, Лиза смогла пропеть в одной записи три композиции за сорокаминутный урок. Ее стойкость и упорство нас впечатлили, мы приняли решение записать ей целый альбом.

Чтобы проект был звездным, мы стали привлекать к работе над альбомом Лизы коллег из шоу-бизнеса. На призыв поддержать юную артистку откликнулись группа «Ума Турман», певцы Игорь Корнилов, Светлана Разина, рок-звезда Артур Беркут, композитор и поэтесса Любаша.

Совместными усилиями 1 июня 2017 года, в День защиты детей, в концертном зале центра Димы Рогачёва был презентован диск «Звезды для Лизы». Уже через год Лиза пела на большом концерте в Кремле, на сцене, где награждали наших учителей за их вклад в госпитальное образование. В проекте также приняли участие Вильям Хайло и Даниил Хачатуров. Сегодня эти ребята сами стали послами проекта «УчимЗнаем» и своим собственным примером показывают, что если захотеть, то возможно все.

Какие еще программы есть в базе образовательно-терапевтических инструментов госпитальных школ проекта «УчимЗнаем»?

В прошлом году Сергеем Шариковым был дан старт новой проектной программе «Сказки на здоровье». Сегодня в коллекции насчитывается уже более 400 оригинальных роликов. В записи сказок участвуют все дети, находящиеся на длительном лечении, и те, кто хотят их поддержать. Воспитание ребенка – это сложный процесс, который включает в себя обретение моральных навыков и ответственности за свои поступки. Поэтому одним из наиболее простых и доступных инструментов здесь выступает сказка. Сейчас, в век современных технологий, все мы скучаем по доброму голосу бабушки или мамы, которые читали нам на ночь долгожданную книгу. Мы всегда верили, что злой Кощей или Змей Горыныч будут побеждены. Сказки несут в себе еще и релаксирующую функцию, которая так необходима детям, находящимся на длительном лечении.


ВИДЕОСЮЖЕТ ПО ТЕМЕ

Музыкотерапия как образовательный инструмент госпитальной педагогики