Общество

Этикет не понаслышке знают малые детишки

В столичных дошкольных учреждениях культуру питания прививают «с пеленок»

29.04.2019 11:14:41

Этикет не понаслышке знают малые детишки
Этикет не понаслышке знают малые детишки Фото: pixabay.com

Еще известный педагог Антон Макаренко говорил, что «культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». Так как малыши проводят большую часть дня в дошкольных группах, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Этикет с рождения

Уроки этикета для дошколят начинаются уже в раннем возрасте. Ребенку объясняют не только,как правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами и салфетками, быть вежливым.

Воспитатели учат детей самым простым, с точки зрения взрослых, но очень важным навыкам: мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи, не откидываясь на спинку стула и не ставя локти на стол. Кроме того, они следят за тем, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот.

«Для этого воспитатель использует массу педагогических приемов. Это и похвала, и положительный пример, и напоминание. Можно читать сказки на тему, как правильно вести себя за столом, или объяснять это в игровой с участием любимых персонажей», - говорит заместитель директора «Романовской школы» по содержанию образованияЕлена Мих.

«Так как по возрасту дети нашей группы еще достаточно маленькие, то создание положительно-эмоционального отношения к процессу питания имеет огромное значение. Воспитатели с помощью потешек, прибауток, сказок делают невозможное»,- рассказывает Ирина Кирильчик, мама воспитанницы дошкольной группы школы № 2005.

Полезное дежурство

Воспитывать культуру питания у дошколят можно разными способами. Один из них - дежурство.

«Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Они помогают взрослым накрыть стол, положить салфетки и столовые приборы», - добавляет директор школы № 2005 Елена Савчук.

«Я каждый день слышу восторженные возгласы ребятишек: «Мама, я сам сегодня салфетки разложил!». Воспитатели приучают добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды, оказывать помощь друг другу. Нарядно накрытый стол радует глаз, способствует хорошему настроению, добрым взаимоотношениям между детьми, желанию соблюдать правила этикета», - подчеркивает Ирина Кирильчик.

Красота улучшает аппетит

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько вкусно выглядит еда и как красиво сервирован стол.

«В дошкольных группах детей учат питаться на классический европейский манер. Вилка в левой руке, нож - в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям, начиная с младшей группы, а ножи - со старшей группы», - объясняет Елена Савчук.

«Правильная и красивая сервировка стола в дошкольной группе, которую посещает моя дочь, поднимает аппетит и создает позитивный настрой на весь день. Как мама я спокойна, потому что точно знаю, что моего ребенка встретят доброжелательно и уговорят съесть такую полезную, но не всеми малышами любимую кашу. Завтраки, обеды и ужины протекают без суеты, в спокойной обстановке, неторопливая и ласковая речь воспитателя сопровождает весь процесс приема пищи», - рассказывает Ирина Кирильчик.

Совместная работа родителей и воспитателей

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются.

«Воспитанники, которые постоянно посещают дошкольную группу, благодаря ежедневной тренировке достаточно быстро осваивают культуру поведения за столом, при условии, что педагог и родители действуют совместно», - считает Елена Мих.

То, чему малыши научились в дошкольной группе, они с удовольствием демонстрируют дома мамам и папам.

«Самостоятельно кушать - не единственное, чему научился мой сынок Степа. Одновременно наши педагоги объясняли деткам, как сидеть за столом, в каком порядке едят разные блюда, как правильно держать ложку. Для трехлетки это непростые действия, которые будут для него важны всю последующую жизнь. Если раньше Степа ждал, когда я его покормлю, то теперь дома он практически кушает самостоятельно. Расширился и его вкусовой диапазон: он полюбил соленые огурчики, рассольник, запеканку. «Мама, дай мне вилку!» - эта фраза очень меня как маму порадовала. Досталось и папе: фраза сына «Всем приятного аппетита!» его удивила. Когда твой ребенок держит ложку и вилку как взрослый, когда просит за домашним ужином салфетку – это достижение и воспитателей дошкольной группы, и всей семьи», - делится впечатлениями мама воспитанника дошкольной группы «Романовской школы» Екатерина Габдеева.