Новости

Новый протокол «Москва-Берлин» станет спасением от лейкозов

В конце января в Центре имени Дмитрия Рогачева при поддержке Фонда «Врачи, инновации, наука – детям» прошла ежегодная встреча исследовательской группы «Москва-Берлин»

31.01.2019 09:43:50

Array
(
)
Новый протокол «Москва-Берлин» станет спасением от лейкозов
Сегодня «Москва-Берлин» – это крупное международно признанное клиническое исследование, по итогам которого удастся получить ответы на многие принципиальные вопросы, которые позволят уменьшить токсичность и повысить эффективность терапии Фото: Пресс-служба Центра Дмитрия Рогачева

Вот уже более 20 лет врачи из разных регионов страны собираются на встречу мультицентровой научно-клинической кооперативной группы по лечению острого лимфобластного лейкоза. В этот раз на совещание съехались участники изболее 50 регионов России и ближнего зарубежья.

Традиционно первый день был посвящен острому лимфобластному лейкозу. Второй день совещания оказался для участников особенно интересен – им был представлен проект нового протокола кооперированного исследования в области острых миелоидных лейкозов у детей «Проспективное нерандомизированное многоцентровое клиническое исследование эффективности дифференцированной интенсивной химиотерапии и трансплантации гемопоэтических клеток у пациентов до 18 лет с острым миелоидным лейкозом, на основании значений минимальной детектируемой болезни» (ОМЛ-MRD-2018).

Существует множество разновидностей детских лейкозов, но все они поделены на две большие группы – острые лимфобластные (ОЛЛ) и острые миелобластные лейкозы (ОМЛ). Подавляющее большинство пациентов с ОЛЛ в России лечится по национальному протоколу «Москва-Берлин 2015», а протокол первого поколения был внедрен еще в 1991 году в России. Сейчас в исследование «Москва-Берлин 2015» включают пациентов из 56 центров – стандартизовано, используя одни и те же препараты, дозы и сроки введения. Сегодня «Москва-Берлин» – это крупное международно признанное клиническое исследование, по итогам которого удастся получить ответы на многие принципиальные вопросы, которые позволят уменьшить токсичность и повысить эффективность терапии.

Стоит сказать, что лимфобластный лейкоз по современным протоколам лечится весьма эффективно – более 80% пациентов окончательно вылечиваются и становятся полностью здоровыми людьми. А вот с острым миелобластным лейкозом дела обстоят гораздо сложнее – эффективность терапии даже в развитых странах достигает лишь 50-60%. Главная сложность лечения ОМЛ заключается в том, что во время терапии костный мозг ребенка не вырабатывает никаких клеток крови – они находятся в так называемой аплазии. Это значит, что клетки крови, защищающие ребенка от тяжелых инфекций и кровотечений, не вырабатываются месяцами. Для выздоровления пациентам с ОМЛ во многих случаях необходима пересадка костного мозга, сделанная своевременно и в условиях современной клиники с самыми совершенными, хорошо оснащенными отделениями и лабораториями.

Чтобы дать таким пациентам все шансы на излечение, Центр Дмитрия Рогачева при поддержке фонда «Врачи, инновации, наука – детям» разработали протокол ОМЛ-MRD-2018, четко выполняя который врачи в регионах смогут своевременно определять показания и направлять пациентов на пересадку костного мозга. Для правильной постановки диагноза, прогнозирования и лечения всем пациентам в рамках данного протокола будет выполняться комплексное молекулярно-генетическое исследование («таргетное высокопроизводительное секвенирование панели генов»), которое дает возможность выявить не одну, а сразу много мутаций, определить их виды и по этим характеристикам понять, какова группа риска у пациента. Если риск неудачи лечения невысок и трансплантация не требуется, такого пациента можно вылечить в своем регионе. Если риск рецидива высок, трансплантация должна быть запланирована с самого начала. Есть также и промежуточная группа – у этих детей показания к трансплантации определяются в результате оценки результата начальной химиотерапии иммунологическими и генетическими методами. Принцип подхода следующий: если количество лейкемических клеток после двух курсов интенсивной химиотерапии снижается менее чем в тысячу раз, пациенту должна быть выполнена трансплантация.

Таким образом, имея перед глазами протокол лечения, независимо от удаленности от центра, клиники смогут четко понимать, с каким лейкозом имеют дело и к какой группе риска его отнести. Это позволит своевременно проводить маршрутизацию пациентов в трансплантационный центр.

Напомним, что в России существует четыре центра, где делают трансплантации. Регионы смогут подобрать тот, что расположен ближе и удобнее для пациента. Ну, а новый протокол станет для региональных онкоцентров некой дорожной картой, при  четком соблюдении которой можно добиться высоких результатов в лечении пациентов с острым миелобластным лейкозом.