Духовность

Три лица одного храма: Наследие Ефросиньи Полоцкой

В Художественном музее Витебска в рамках фестиваля «Славянский базар» проходит уникальная выставка «Наследие Ефросинии Полоцкой. Стенопись XII – XIX вв. Спасо-Преображенского храма”

15.07.2017 14:35:43

ФОТОРЕПОРТАЖ

Больше всего этой удивительной экспозиции подходит определение “уникальная”. Уникальна история и сохранность живописи этого удивительного храма. Уникален и способ восстановления старинных фресок, придуманный белорусскими и российскими реставраторами, благодаря которому сегодня мы можем увидеть три эпохи, три лица одного храма, в том числе иконопись XII века.

Спасо-Преображенская церковь Спасо-Ефросиньевского монастыря – памятник уникальной архитектуры и фресковой росписи XII века, которые неоднократно поновлялись и переписывались. Последние записи, выполненные масляными красками в 1834, 1857 и 1885 гг., представляют собой цельный ансамбль росписей, обладающих большой историко-художественной ценностью. Сохранность их неодинакова. Во многих местах красочный слой осыпался, обнажив хорошо сохранившиеся фрески XII века.

Святая Ефросинья Полоцкая – первая восточнославянская женщина, канонизированная православной церковью, – стояла у истоков государственности, духовности и общечеловеческих ценностей. Окружив себя выдающимися мастерами, сподвигнув современников на благое дело, Ефросинья стала первой женщиной, открывшей монастырь, построившей храм и создавшей для него уникальную иконографическую программу росписи.

Житие святой повествует, как однажды во сне Ангел привел Ефросинью в Сельцо на берегу реки Пилоты, расположенное в двух верстах от Полоцка и сказал: «Здесь надлежит тебе быть!». Этот сон Ефросинья видела трижды, после чего Сельцо отдали монахиням. Здесь, на берегу Палаты, на месте старой резиденции полоцких епископов по вдохновению Ефросиньи и начали строить женский Спасский монастырь. Божественное провидение и молитвы святой помогали строителям: если кончались стройматериалы, к утру они непостижимым образом появлялись вновь. В итоге строительство завершилось в 1133 году рекордно быстрыми темпами – всего за 30 недель. Событие это стало одним из главных в половецком зодчестве того времени. Сама Ефросинья тогда же была возведена в сан игуменьи этого монастыря.

На сегодня это единственный в Беларуси храм, где сохранились росписи XII века. Унікальность церкви многогранна. Это касается и архитектуры, давшей толчок для целого направления в древнерусском зодчестве, и фресковых росписей, основной объем которых по мере их раскрытия поражает полнотой сохранности, тонкой продуманностью и художественным совершенством. По степени сохранностии первоначальной росписи церковь в Полоцке сравнима только с ансамблем Софии Киевской и Собора Мирожского монастыря во Пскове.

В начале 1990-х гг. началась планомерная и систематическая реставрация стенописи художником-реставратором и исследователем В. Ракитским. В содружестве с мастерами из Москвы им разработаны щадящие методы отслоения масляной живописи и ее перенос на новую основу, что позволяет сохранить и впоследствии экспонировать отснятые фрагменты как движимые памятники.

Своды храма хранят три слоя росписи – один под другим. Казалось, лики 12 века скрыты навсегда. Ведь при традиционном способе раскрытия фресок древние слои, как правило, уничтожаются. И хотя поздним росписям всего 1,5-2 столетия, их ценность для культуры оказалась огромна. Терять такие памятники живописи было ни в коем случае нельзя…

Если бы очищение продолжалось традиционными методами, из трех храмов отреставрированы был бы один, а два канули в небытие, стерты. Недостаточное финансирование и другие проблемы постоянно тормозили процесс. Храм словно ожидал, когда найдется решение. И оно пришло. Уникальную методику расслоения масляной живописи предложили российские ученые.

Суть метода состоит в том, что органические растворители размягчают масляную краску, оставляя при этом нетронутыми сами фрески.

– Перед нами большой фрагмент порядка 6,5 кв метров одновременного отслоения и перенесения на дублер – тонкий холст, который приклеивают к расписанной стене. Небольшую часть полотна обрабатывают специально подобранными растворителями, чтобы размягчить масляный слой и перенести его на дублера. Казалось бы, и эта технология необыкновенная. Но дальше начинается настоящее чудо. Под живописью 1885 года мы видим живопись 1833-го. А далее уже появляются фрески 1160-го, – говорит В. Ракитский.

Верхний слой выполнен той же масляной краской, что и художественный. И в этом главная сложность – растворить один, не потревожив и максимально сохранив другой. Аналогов реставрации в Полоцком храме не было, нет и, возможно, не будет. Живопись 1833 и 1885 гг. масляная. Нужно было так подобрать растворители и время воздействия, чтобы не растворить нижний слой, чтобы он не потек.

Работать сложно. Своды храма 12 века неровные, а расписаны все стены и купола по всей площади. Прижимать холст нужно плотно, в том числе и в закругленных арках и сводах. Растворители очень токсичны – приходится использовать респираторы… Миллиметр за миллиметром, икона за иконой, острым скальпелем реставраторы кропотливо разделяют полотна, стараясь не затронуть предыдущий слой.

К счастью, сделать это удается благодаря промежуточному слою. Прежде чем приступить к написанию картины, художники XIX столетия проолифили всю поверхность, чтобы выровнять утраты (сколы). И вот так постепенно под руками реставраторов под одним храмом появляется второй, а из-под второго – третий. Три стиля, три образа, три лица церкви в одних стенах.

Так, понадобилось 850 лет, чтобы люди нашли понимание ценности шедевров эпохи Ефросиньи Полоцкой и барочных образов эпохи классицизма и научились возвращать их из небытия.