Духовность

Вознесение: Праздник веры и добра

24 мая, спустя 40 дней после Пасхи, православный мир празднует один из 12 великих христианских праздников – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. В народе же праздник, являющийся символом человеколюбия и всепрощения, принято называть просто – Вознесение

24.05.2023 08:20:00

ФОТОРЕПОРТАЖ

В этот день мы прощаемся не только с Иисусом Христом, вознесшимся на небо, но и с праздничными пасхальными богослужениями, которые длились все сорок дней после Пасхи | Фото: Мария Ракова, издательство "Сибирская Благозвонница"

По сути, Вознесение имеет двойной смысл: с одной стороны, этот праздник – один из важнейших в православном календаре, когда Господь, пройдя страдания, вознесся на небо ради спасения человечества, с другой – это некоторая грусть о последних днях пребывания Спасителя на земле вместе с нами. В этот день мы прощаемся не только с Иисусом Христом, вознесшимся на небо, но и с праздничными пасхальными богослужениями, которые длились все сорок дней после Пасхи.

Надо отметить, что пост перед Пасхой длился ровно столько же – 40 дней, тем самым уравновешивая всё в этом мире, обозначая, что по трудам вашим и будет вам – ровно сорок дней мы постились, столько же и праздновали.

Но есть еще одна символическая параллель, которую хотелось бы отметить. Когда человек отправляется в мир иной, ровно сорок дней о душе его молятся как о новопреставленной – все сорок дней душа идет на встречу с Богом, преодолевая мытарства (в учении православия о загробной жизни – препятствия, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда). И именно в эти дни родственники стараются как можно больше молиться об усопшем, внося свою лепту за него перед Богом. В православных храмах за почивших можно подать сорокоусты – молебен, который служится ежедневно на протяжении сорока дней.

В новозаветной истории, согласно книге «Деяний святых апостолов», на протяжении сорока дней после Пасхи Господь неоднократно являлся своим ученикам, беседуя с ними. В сороковой день Он вывел учеников из Иерусалима на гору Елеонскую, простился с ними и повелел не отлучаться из Иерусалима, а ждать обещанного Святого Духа. Стоя на камне на самой вершине горы, Иисус сказал ученикам своим: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8).

Подняв руки, Господь благословил их и стал отдаляться от них, поднимаясь над землей. «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». О Вознесении Господнем написали и апостолы: эти события отражены в Евангелии от Марка и Луки. Кроме того, задолго до этих событий сам Иисус предсказывал Своим ученикам, что так будет, при этом предупреждал, что не надо печалиться.

Вот и ученики, памятуя о словах учителя, с радостью вернулись в Иерусалим – так повествует нам евангелист Лука. После Вознесения Господня многие слова и наставления Иисуса открылись для учеников в полной мере, стали понятны ровно так же, как нам открываются слова родителей спустя годы, и мы понимаем их глубинный смысл. Не видя излишней строгости, лишь понимая суть слов, сказанных с любовью к нам. Так и Спаситель оставил на земле Свое Божественное учение, указал путь, следуя которым мы можем достигнуть вечной блаженной жизни – Царствия Божия. Для искупления наших грехов Он принял человеческую плоть, освятил ее Своей божественной силой и с этой преображенной плотью вознесся на небо.

От каждого из нас не требуется непомерных трудов. Совершая добрые дела, не обижая близких, мы каждый раз делаем шаг в сторону Царствия Божия, тем самым исполняя одну из основных заповедей: возлюби ближнего своего, как самого себя.

*****

В наши дни на вершине Елеонской горы почитается камень, на котором при Вознесении отпечаталась левая стопа Спасителя. Место это у русских известно под названием Стопочки.

Во времена св. преподобного Саввы Освященного (память 5 декабря) здесь был большой монастырь. В 1870 году архимандритом Антонином (Капустиным) был воздвигнут храм в греческом стиле, высокая колокольня (шестьдесят метров), которую называют Русской свечой. Отсюда открывается прекрасный вид на весь Святой град и его ближние и дальние окрестности. Здесь же были построены гостиница, богадельня, разведен большой сад.

В 1903 году здесь организовался женский монастырь Вознесения, в нем находится чудотворный образ Матери Божией «Скоропослушница». Верующие из разных стран приезжают сюда поклониться образу и попросить помощи в делах.


По материалам издательства «Сибирская Благозвонница»