Возвращение в школу после болезни
Болезнь врывается в жизнь человека внезапно, нарушая все планы и не считаясь с возрастом. Особенно остро период болезни переживают дети, тем более когда речь идет о продолжительном лечении тяжелых заболеваний. Они выдергивают ребенка из социума на месяц-два, онкологические же заболевания — порой на целые годы
30.08.2024 10:30:58
ФОТОРЕПОРТАЖ
Когда такой ребенок возвращается в обычную жизнь, он может столкнуться с трудностями, ведь в детском возрасте все процессы идут быстро: друзья подросли, изменились интересы и взгляды.
О том, как лучше подготовить ребенка к школе после продолжительного лечения, мы поговорили с ведущими специалистами Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева Минздрава России.
Александр Григорьевич Румянцев, академик РАН
- Развитие ребенка (биологическое, физическое, нейроэндокринное и нейрокогнитивное) во всех случаях тяжелых хронических заболеваний, к которым в первую очередь относятся генетические и онкологические, серьезно и чаще всего необратимо нарушается. Предупреждение нарушений развития ребенка – предмет комплекса медико-психолого-педагогических и социальных программ реабилитации и адаптации детей с полным восстановлением их здоровья и интеграции в сообщество сверстников.
В НМИЦ в течение более 30 лет разрабатываются и внедряются в практику здравоохранения инновационные медико- психолого-педагогические программы реабилитации детей с онкологическими заболеваниями. Среди самых востребованных – разработка методов физической и нутритивной реабилитации в онкологических стационарах (I этап), дифференцирования по группам нозологий и специальных методов лечения (реконструктивная хирургия и ТГСК), реабилитация в реабилитационных стационарах (II этап) и реабилитация в санаторно-курортных учреждениях и на дому (III этап).
В стенах Центра им. Дмитрия Рогачева в содружестве с педагогами и психологами под руководством академика Евгения Ямбурга и профессора Сергея Шарикова в течение последних 10 лет ведется академическая реабилитация на всех трех этапах оказания помощи тяжелым больным. Этот проект, имеющий международное признание, получил уникальное развитие: сегодня он представлен в 64 субъектах РФ.
Успехи в лечении и реабилитации детей с онкологическими заболеваниями в России позволяют добиться выздоровления и социальной адаптации 84% детей, что является визитной карточкой системы организации медицинской помощи детям с тяжелыми заболеваниями в России.
Мякова Наталья Валерьевна, заместитель главного врача Центра по лечебной работе
- Если ребенок долгое время провел в стационаре, при выписке врачи, конечно, рассказывают, как вести себя первое время после лечения. И родители спрашивают: как нам быть со школой, можно ли контактировать с другими детьми, нужно ли надевать маску и т.д. и т.п. Обычно мы говорим, что если ребенок еще какое-то время будет находиться в состоянии иммуносупрессии и, например, только летом завершил лечение, то, чтобы снизить риск вирусных инфекций в осенний период, можно на эти месяцы рассмотреть варианты домашнего обучения или индивидуального графика в школе, когда семья может выбирать предметы для посещения. Обычно учителя с пониманием относятся к таким обстоятельствам и идут навстречу.
И мы школу приветствуем всегда — чем раньше ребенок вернется в привычную среду, к друзьям, тем лучше. Ведь в детстве каждый месяц — это большой период времени, за который все очень меняется. Ребенка не было в школе три месяца, а кажется, что полжизни прошло, все так изменились, выросли и т. д. Поэтому чем раньше ребенок туда пойдет, чем раньше найдет в себе силы заниматься спортом, музыкой, рисованием, тем более, если он раньше этим занимался, тем активнее это надо поощрять.
Родители бывших пациентов, конечно, всегда очень волнуются, переживают, не повлияет ли активность детей на их самочувствие. Поэтому при любых сомнениях или вопросах лучше обращаться к врачу за советом или консультацией.
Сергей Витальевич Шариков, руководитель госпитальной школы «УчимЗнаем»
- Самое главное, что должен знать родитель и рассказать своему ребенку, - что ни одна проблема в этой жизни не является глобальной. Все решаемо. И, конечно, очень важно провести правильную встречу с классным руководителем и рассказать ему об особенностях ребенка, обратить внимание на то, что можно озвучивать перед всем классом, а что нежелательно. Постараться обеспечить ребенка максимальной поддержкой со стороны одноклассников.
Самый главный успех возвращения ребенка после длительного лечения в родной класс, в родную школу, — это атмосфера в классе по отношению именно к нему, чтобы его правильно приняли. Если у ребенка есть какие-то заметные последствия лечения, например, отсутствие волос, обязательно следует проговорить с классным руководителем, как нивелировать какие-то моменты, как корректно, но в то же время доходчиво объяснить это детям.
Наталья Валерьевна Клипинина, медицинский психолог
- Медицинские требования к поэтапному возвращению к привычной жизни сами по себе облегчают решение психологических задач адаптации, потому что после лечения дети сначала возвращаются на дистанционный или домашний режим обучения и таким образом включаются в учебу постепенно. Самое важное, чтобы сам учебный процесс не прерывался, а вот формат всегда можно изменить. Для адаптации жизни ребенка в целом полезно, чтобы болезнь не разрывала жизнь на до и после. Любую активность ребенка, которую можно продолжить, сохранить – нужно поддержать, несмотря на меняющиеся условия жизни семьи. Если в больнице было организовано обучение, школьное или дополнительное, это всегда облегчает как адаптацию к процессу лечения, так и возвращение к привычной жизни после. Вот почему мы всегда стараемся содействовать поддержания привычного ритма жизни ребенка, продолжению его любимых занятий вне зависимости от того, где проводится лечение.
После лечения постепенно предполагается не только расширение контактов и возможностей, но и освоение социальных и психологических навыков, например, навыков общения. Нередко дети, находясь в лечебном учреждении, их в какой-то степени утрачивают. Они максимум могут общаться с соседями по палате и с учителями. Советуем в период подготовки ребенка непосредственно перед школой, когда уже позволяет режим, устраивать ему возможность взаимодействовать в небольших группах сверстников, чаще играть в разные коллективные игры.
Добавлю, что родителям, близким, педагогам желательно придерживаться реалистичных ожиданий: не исключено, что ребенок с чем-то будет справляться с трудом, может комплексовать по поводу своей внешности, пережитого опыта и нуждаться в психологической поддержке.
Еще мы обычно говорим о важности того, чтобы ребенок не столкнулся с непониманием коллективом причины его длительного отсутствия. Окружающим, как минимум взрослым, педагогам, следует понимать, что у ребенка был непростой опыт, а значит, ему требуется лояльное, бережное отношение и обращение, но без инвалидизации и уменьшения его реальных возможностей. Полезно периодически спрашивать ребенка о комфорте, быть готовыми к разрешению возможных сложностей. Внимание и диалог помогут в любой ситуации.