Общество

Светлана САВИЦКАЯ: Взгляд в небо

О космонавте Светлане Савицкой когда-то очень верно написали: «Ее жизнь – как разбег по взлетной полосе: вперед и ввысь. Сначала – в небо, потом – в космос».

08.04.2016 12:27:00


					
Светлана САВИЦКАЯ: Взгляд в небо
Светлана САВИЦКАЯ: Взгляд в небо Фото: Московская область. Летчик-космонавт СССР Светлана Савицкая. Фото Альберта Пушкарева /Фотохроника ТАСС/ Авторство ИТАР-ТАСС/Архив

Наравне с мужчинами, а порой и превосходя их, она пилотировала и испытывала самолеты, брала любые высоты, ставила рекорды: три – по прыжкам из стратосферы, 15 – на реактивных самолетах, всего испытала 20 типов крылатых машин. Два космических старта, три недели на орбите и три часа работы в открытом космосе.

Сегодня советский летчик и космонавт Савицкая продолжает работать для страны – занимает пост заместителя председателя Комитета по обороне Государственной Думы РФ. Накануне Дня космонавтики мы задали Светлане Евгеньевне несколько вопросов о сегодняшних позициях российского космоса.

– Светлана Евгеньевна, за последнее десятилетие многие россияне снова понемногу приходят к тому, чтобы гордиться своей страной. В этом есть немалая заслуга внешней политики последних лет. А что, на ваш взгляд, сегодня можно считать национальной идеей?

Своей страной и я, и мои товарищи по партии гордились всегда и всегда считали, что людям нужна не только колбаса в холодильнике, но и нечто большее. Вспомните, Советский Союз разваливали не просто так – под лозунгами. И среди прочих был такой: нам не нужно столько ракет, лучше дайте больше колбасы. В начале 90-х и до середины 2000-х приоритеты у людей в России были совершенно сдвинуты. Но что бы там ни говорили, основная масса россиян – это советские люди. Кто-то стесняется так себя называть, а кто-то с гордостью говорит. И в национальном характере советского человека заложено не просто желание жить в благополучной стране, где вылизаны лужайки перед домом и всегда есть что покушать. Мы всегда, во все времена, испытывали желание гордиться страной, в которой живем. Особенно острым было чувство гордости в советское время, когда без оглядки на нас никто в мире ничего не решал и не пытался решать.

Поэтому после перестройки у людей появилось ощущение, что их многого лишили, этого очень не хватало. И позже, когда стала возрождаться армия, стала проводиться политика патриотизма, людям стало понятно: гордиться по-прежнему есть чем! Не скажу, что все проблемы решены – гордиться коррупцией, олигархами и обдираловкой, разумеется, никто не станет. Однако при этом у России есть сильная армия, возвращение Крыма, Абхазия с Осетией, политика интеграции на постсоветском пространстве, евразийское объединение. Все это говорит о том, что настает какой-то новый период, когда действительно можно вновь испытывать гордость за свою страну.

– В свое время достижения в космосе и авиации делали СССР в полном смысле ведущей космической державой. Есть ли сегодня, когда в космос летают практически все, у России шансы вернуться на потерянные позиции?

О каких потерянных позициях речь? Разве Китай нас обогнал? Не обогнал. Да, все летают в космос. А кто конкретно летает и на чем? Только с нами и летают. Понимаете, сегодня по-прежнему только мы способны доставить в космос человека.

Космических стран, так себя называющих, много – и Индия, и Бразилия, и Китай и т.д. Но по-настоящему великой космической державой, на мой взгляд, может считаться только та страна, которая способна не просто спутник запустить, но и выводить человека в космос, и возвращать оттуда. Потому что это совсем другой уровень техники, совсем другой уровень организации и т.д.

Сегодня на это способны только две страны – Россия и США. В последнее время к ним прибавился еще Китай, который фактически повторяет то, что мы делали 40 лет назад. Поэтому я не считаю, что мы отстали и нам надо возвращаться на какие-то былые позиции. У нас свои задачи и мы их решаем, у американцев – свои. Но без нас в пилотируемом космосе они ничего делать не могут. Вот сейчас пыжатся, пытаются сделать свой корабль. Но пока это лишь реклама. Ведь космическая техника сложная – можно начать делать корабль, но потом он еще лет десять не полетит.

Поэтому я не считаю, что какие-то позиции в мире мы потеряли. Да, у американцев много денег, они могут отправлять беспилотные корабли на Марс. Но в плане самого сложного – пилотируемых космических полетов – без нас бы сейчас люди в космос не летали. Поэтому неверно говорить, что мы должны куда-то вернуться. Пусть американцы вернутся в пилотируемую космонавтику, пусть они, наконец, научатся посылать туда людей на своих кораблях.

– Но вы же не станете отрицать, что после перестройки очень ощутимо пострадала материальная и кадровая база отрасли?

Что касается ракетно-космической техники в принципе, которая является основой космонавтики, то это далеко не одна космонавтика. Это, в первую очередь, оборона. Вся космонавтика, по сути, вышла из оборонных программ. Ведь и первый спутник, и Гагарин появились только после создания носителей для доставки ядерного боезаряда. Именно для этого развивалась отрасль. А уже потом, поскольку наши ученые мечтали о космосе, они смогли использовать эти наработки и для космонавтики.

Поэтому что касается ракетно-космической техники, мы отнюдь не отстаем от американцев. Тем более, что это вопрос обороноспособности. Просто у американцев свои трудности, а у нас свои. И в первую очередь, это огромные проблемы, связанные с развалом Союза, промышленности, производства, с потерей технологической дисциплины, которая необходима в этих отраслях.

Отрасль разваливалась рукотворно и целенаправленно – в ельцинские, гайдаровские годы, да и большую часть 2000-х. Об этом не любят писать, но я всем об этом говорю. Союз еще держался последние месяцы, но к власти уже пришел Ельцин, а правительством заправлял Гайдар. И одним из первых своих распоряжений он запретил всем банкам на территории РСФСР финансировать все предприятия ракетно-космической отрасли – так называемое Министерство общего машиностроения.

Не мясомолочную, не легкую, не автомобильную, а именно ракетно-космическую отрасль! А вся она, за исключением одного крупного завода в Днепропетровске, была сосредоточена именно на территории России. И почти две недели банки не давали ни копейки ни заводам, ни институтам. Заметьте, это притом, что еще существовал Союз! Так что совершенно очевидно, что преднамеренно разваливать «в угоду и с подачи» стремились именно эту отрасль. И все неудачи с запусками и т.д. начались именно тогда… Слава богу, что хотя бы сейчас приняты достаточно энергичные меры и что-то выправляется.

– Такого серьезного конкурента, действительно, многие были бы рады устранить или хотя бы ослабить...

Да. Тем более, что ракетно-космическая отрасль – это же не только заводы, это еще и институты, стенды, Академия наук на нас работала. В Советском Союзе эта отрасль могла все. Сказали, что нужно «Буран» сделать – сделали. Причем, лучше американского «Шаттла». Поручили бы еще что-то – сделали бы. Там были мозги, идеи, материальная база. И сейчас все это в значительной степени развалено.

Где-то в середине 90-х годов, когда уже Черномырдин руководил правительством, у нас была официальная информация из структур космического агентства, что в 90-х годах около 100 уникальных (!) технологий отрасли были безвозвратно потеряны. То есть это значит, что если нужно было бы снова что-то создать, пришлось бы начинать буквально с нуля. Ни чертежей, ни стенда, ни людей – ничего не оставили, многое растащили. Позже, я думаю, утерянных технологий стало еще больше.

Сейчас такого уже не допускается, но очень многое было развалено. И просто чудо, что на этом фоне мы продолжали летать и сейчас остались на достойном уровне. Мы потеряли в качестве, в надежности, но это не беда, это восстанавливается.

Другое дело, что серьезно потеряли еще и в науке, в образовании. И если мы не примем резких мер в этом направлении, особенно в естественных науках, прежде всего физике, механике, если это катастрофическое положение не будет исправлено, то нам и правда придется «возвращаться». И еще не знаю, вернемся ли. Потому что это база для такой сложной отрасли.

– Как вы оцениваете строительство космодрома Восточный – компактного, оборудованного самыми современными техническими решениями, со своей инфраструктурой? По сути, у России впервые после потери Байконура появится полноценный космодром, способный обеспечить независимый доступ в космос?

С одной стороны, он нам нужен, потому что постоянно зависеть от политического непостоянства Казахстана не очень удобно. Они в любой момент могут попросить то денег прибавить, то приостановить запуски. Нельзя от них зависеть. С этой точки зрения Восточный космодром нужен. Да, он немного севернее, чуть меньше груза той же ракетой оттуда можно вывезти, но все это терпимо

Конечно, Байконур он не скоро заменит, поскольку там всего несколько площадок, а на Байконуре их десятки для разных целей. И Байконур, все-таки, самая удобная точка, потому что находится на нужной невысокой широте, откуда выгоднее делать запуски. Но, по крайней мере, появление Восточного заставит руководство Казахстана перестать капризничать и выдвигать к нам как к арендаторам излишние требования.