Общество

Правильные ступени в успешное будущее

Школы в России бывают очень разные. Сегодня мы не будем говорить о муниципальных МБОУ с задерганными педагогами и бледными от вечных учебных перегрузок детьми. Обратимся к частному среднему образованию

26.03.2019 17:38:26

ФОТОРЕПОРТАЖ

Марина Кононова | Фото: из архива лицея «Ступени»

Попробуем выяснить, как в стенах отдельного московского лицея руководству удалось создать совершенно особое государство, где спокойно и комфортно работается учителям, где непросто, но интересно и весело живется ребятам. Где, несмотря на родительский достаток, ни одному подростку не приходит в голову сорвать урок или плюнуть жвачку на пол.

Подробнее об этом мы попросили рассказать директора «Московского лицея «Ступени» Марину Кононову.

– Марина Михайловна, таких учебных заведений, как лицей «Ступени», в Москве единицы. Записать сюда своего ребенка мечтают многие родители. Как сложилась такая репутация?

Мы создали свой лицей в 1990-м году. Это была одна из самых первых частных школ, мы стояли у истоков частного среднего образования Москвы. Была мечта – создать школу без «уравниловки», совершенно не похожую на то, к чему в то время пришла массовая система образования в России. В старой школе было много хорошего, ценного и правильного. Но только не отношение к детям. Мы же наполнили школьную атмосферу уважением к ребенку как юной Личности, помогаем этой Личности раскрыться и реализоваться. А для этого построили в «Ступенях» очень насыщенную культурную и образовательную среду. Это то, в чем мы видим свою главную задачу, к чему шли все эти годы и занимаемся до сих пор: совершенствуем, дополняем эту живую систему, не останавливаясь ни на минуту.

Конечно, при таком подходе успехи наших ребят говорят сами за себя. 20-30% учащихся в каждом классе лицея всегда составляли серебряные и золотые медалисты. Каждый наш выпускник, если можно так выразиться, – штучный продукт, бережно выпестованный педагогами. В каждого ребенка стараемся вложить максимум учительского труда, знаний и, если хотите, материнской заботы. При всем при этом у нас строжайшая дисциплина. Каждый ученик важен только тем, что сам из себя представляет: как учится, насколько прилежен и старателен, какие у него успехи, насколько социализирован и коммуникабелен. Это первое и важнейшее отличие «Московского лицея «Ступени» от многих частных школ. Как только ребенок входит в двери школы, информация, сколько у него машин, какой телефон и какие должности занимают родители, остается снаружи. Если ученик понимает, что у него есть определенные обязанности, в школе есть правила, которые он не имеет права нарушать, ему самому проще и легче существовать в учебном и социальном школьном пространстве. И работать с ним проще.

– Сегодня система среднего образования в России – это в немалой степени отчеты, рейтинги, цифры… Какое место занимает лицей «Ступени» в ряду частных школ?

В общем рейтинге школ, официально проводимом Департаментом образования Москвы, лицей «Ступени» занял 4 место среди 11 частных школ, вошедших в этот рейтинг, и 1 место среди НОУ по количеству баллов, приходящихся на 1 выпускника, опередив следующего номинанта почти в 2,5 раза.

Мы участвуем в международном исследовании качества образования в естественно-математических предметах цикла eTIMSS. За последние 15 лет лицей вырастил 25 золотых и серебряных медалиста, одержал 41 победу на Всероссийских олимпиадах и конкурсах. Мы подготовили 98 победителей и призеров Московских городских олимпиад и конкурсов и 156 победителей и призеров окружных олимпиад. Считаю, что это очень хорошие показатели.

– И еще один показатель – процент поступления в вузы.

– Поступает 100% выпускников лицея. Чем мы особенно горды – дети, которые учатся у нас с 1 класса и имеют исключительно нашу подготовку, поступают на бюджет! С 2000 по 2018 год лицей окончили 138 ребят. Все они учатся и успешно заканчивают лучшие вузы столицы: МГУ, НИУ-ВШЭ, ГУ-МИФИ, ГУ-ФизТех, МГИМО, Финансовую академию, МГЛУ им. М. Тореза, МГСУ, РАНХиГС, РЭА им. Плеханова, ВХУ им. Строганова. Среди студентов Британской высшей школы дизайна, университетов Европы и Америки также есть немало наши выпускников.

Вся лицейская подготовка (с 1 по 9 класс) позволяет воспитанникам накопить тот содержательный и культурный багаж, который делает возможным в оставшиеся 2 года основательно подготовиться к Единому государственному экзамену, стать конкурентоспособным абитуриентом и поступить в выбранный вуз.

– Как я понимаю, к детям в «Ступенях» предъявляются повышенные требования не только в учебе, но и дисциплина железная. Наверное, многое приходится запрещать?

– У нас все подчиняются Кодексу лицеиста, но правил и запретов не так много. Скажем, в лицее запрещена жвачка, пользование мобильными телефонами, запрещено приходить без сменной обуви, драться, сквернословить, относиться неуважительно к окружающим, нельзя не делать домашнее задание. Вот, пожалуй, и все. При этом дети находятся в школе в атмосфере строгой и требовательной любви: они знают, что к ним очень уважительно относятся и любят, но при этом строго спрашивают. Общая атмосфера такова, что ребенок понимает: нужно и к учителю относиться уважительно, и другим не мешать участвовать в уроке. Таким образом, нам удается избегать многих проблем, с которыми сталкиваются коллеги в других частных школах, где ребенок может встать на уроке, пойти и сделать, что захочется. У нас такое поведение просто невозможно.

В лицее есть школьная форма, мы вообще тщательно следим за внешним видом ребят, чтобы они были подтянутыми, аккуратными. Не скажу, что это всегда получается, но такова наша постоянная задача.

Понятно, что дети есть дети, что есть разные возрастные периоды и особенности, что все приходят в разном эмоциональном состоянии. Если вдруг что-то случается – тут же подключаются психолог, педагог-предметник и т.д., начинаем разбирать ситуацию, проигрывать, объяснять, чтобы дети выходили из нее более обогащенными, адаптированными и цивилизованными.

Мы занимаемся воспитанием в детях лучших человеческих качеств. Нам в итоге ведь не нужен умный образованный негодяй, мы стремимся вырастить гармонично развитого и нравственного человека. Чтобы достичь этой цели, тратится очень много сил и энергии.

Кстати, в этой связи уместно будет упомянуть, что наши ребята активно занимаются волонтерством, мы работаем совместно с движением Специальной Олимпиады. Это благотворительная организация помощи инвалидам с ментальными нарушениями, которым через спорт помогают адаптироваться к полноценной жизни в обществе. Например, одна из наших старшеклассниц, Ксения Соколова, является партнером-лидером Спецолимпиады России. Девочка принимала участие в международном форуме в Баку, во Всемирных летних играх Специальной Олимпиады, которые проходили в марте 2019 г. в Абу-Даби.

– Видимо, неслучайно «Ступени» позиционируются как лицей общегуманитарной направленности…

– Да, у нас развернутый гуманитарный и эстетический циклы. Но каждый ребенок волен выбирать профессию по душе, в соответствии со своим внутренним складом и склонностями. И знаете, большая часть наших детей связывают будущую специальность с точными науками. Мы аккредитованная школа, государственный норматив выполняем полностью, в том числе и по точным наукам. А чтобы усилить культурную составляющую, дополняем их предметами гуманитарной и эстетической направленности.

Педагогический состав в лицее, как вы понимаете, отборный. Каждый учитель – это тщательно выбранный мной «бриллиант». Все с блестящим образованием, с опытом, есть кандидаты педагогических наук, есть люди, которые знают до шести языков, у кого-то по два-три вуза за плечами. Мы стараемся жить активной жизнью в образовательном поле Москвы, и у учителей лицея немало ведомственных наград, грамот Департамента образования, многие имеют звание Ветерана труда, ордена, медали за свой труд.

Одно из сильнейших направлений – языковая подготовка. Языками занимаемся плотно с самого начала: с 1 по 9 класс по 5 часов английского языка в неделю, а в 10 и 11 классах – по 6 часов. С 3 класса с детьми работает носитель языка, который сам собой представляет аутентичную микросреду, с 4 класса начинается французский язык.

Мы очень многое делаем, чтобы дети говорили, общались, писали и использовали язык не только в урочной деятельности. Ежегодно лицей отправляет детей в Англию (последние 5 лет – в Barnardiston Hall Preparatory School) по системе интеграции, где в течение трех недель они учатся вместе с англичанами, полностью погрузившись в атмосферу английской школы. Это дает прекрасные результаты. Также у нас существует обмен с французским лицеем Saint-Germain-en-Laye. Причем, не просто языковой, а обмен театральный – возим в Париж свои спектакли на французском, в лицее очень популярен англо-французский театр.

Ежегодно проводится межшкольный турнир по дебатам на английском языке, ездим на самые разные турниры, участвуем в различных конкурсах проектов на английском языке, в олимпиадах различного уровня и т.д.

Все это очень разветвленная многофакторная работа. А чтобы понимать, на каком уровне знаний находятся наши дети, мы начинаем с 3 класса сдавать Кембриджские экзамены. В 10-11 классах все дети сдают FCE и/или IELTS, большую часть сертификатов получают с отличием. Детей, не получивших Кембриджский сертификат, у нас за все годы практически не было. Для получения сертификата по французскому языку ребята, начиная с 7 класса, сдают DELF.

– Вы упомянули о театре. Давайте поговорим о внеклассной жизни лицеистов. Несмотря на строгие порядки, ваши ребята возвращаются из школы глубоким вечером – сытые, с выполненными домашними заданиями, с горящими глазами, в то время как большинство российских школяров ходят зеленые от переутомления и имеют многочисленные диагнозы в медкартах…

– По моему опыту, перегрузки возникают не от общеучебной нагрузки, а от того, что дети находятся в некомфортной для себя атмосфере, если им неинтересно учиться, если расписание составлено неграмотно и однообразно.

У нас в Лицее доброжелательная атмосфера, всячески стимулируется интерес к учебе, правильно чередуются учебные периоды и каникулы.

Нам очень важно, чтобы дети учились с удовольствием, чтобы школьная жизнь была для них привлекательной. Поэтому стараемся сделать ее как можно более насыщенной. В этом смысле наша школа, как выразилась одна из мам, напоминает детский клуб. Защиты проектов, литературные и музыкальные гостиные, предметные недели, интеллектуальные и творческие игры, музеи и экскурсии, экологическая практика, походы, постоянно действующая музейно-экскурсионная программа, посещение выставок, театров и т.д. – параллельно с учебой идет интереснейшая интенсивная жизнь.

Дети проводят в школе очень много времени, поэтому в этом пространстве должно быть красиво. Все, что делается руками детей, мы возводим в ранг произведений искусства – ничего не выбрасываем, работы всегда на выставках, на стендах, на стенах школы. И дети чувствуют: для нас ценно все, что они делают.

Участвуем в театральных фестивалях – в лицее полупрофессиональный театр. У нас огромная костюмерная, хорошие декорации, свет, звук – все как в настоящем театре. Дети очень любят участвовать в спектаклях, причем, в постановках участвуют абсолютно все воспитанники Лицея. Это необходимо – на мой взгляд, лучшей психотерапии, чем театр и фольклор, для ребенка не существует.

Пройдя через театр, различного рода презентации, общешкольные конференции, олимпиады, конкурсы и другие мероприятия, которые помогают ребенку нарастить «психологические мускулы», к 10-11 классу наши лицеисты не боятся уже никакой аудитории, свободно себя чувствуют везде, у них очень хорошая речь, чем мы весьма гордимся.

– Неудивительно, что среднее и старшее звено готовы проводить в лицее все свободное время. А младшие классы? Для них у вас существует своя «продленка»?

– В начальной школе существует система полупансиона. Дети остаются в Лицее под присмотром педагога до 18 часов – заканчивают уроки, гуляют, выполняют домашние задания, полдничают. А в оставшееся свободное время мы с ними занимаемся разными вещами, которые помогают и голову разгрузить, и провести время с пользой. С самого начала обучаем их выполнять и правильно оформлять домашние задания, к ним приходят учителя-предметники. Все это целенаправленная системная работа. А поскольку школа у нас камерная, классы небольшие, по 10-12 человек, по одному классу в одной параллели, мы можем себе позволить работать полноценно с каждым ребенком.

– Фундаментальное образование и современные педагогические технологии, интенсивная учеба и яркая насыщенная лицейская жизнь, строгая дисциплина и атмосфера свободного творчества… Что из этого можно считать формулой успеха «Ступеней»?

Все – исключительно в комплексе! Успех любого дела – это всегда целый комплекс разных превходящих моментов. Поэтому наша формула успеха – это все, что вы перечислили, плюс дети и их родители, умение выстраивать с ними работу и взаимоотношения. Очень важно, чтобы школа была командой, которая сообща работает на определенную цель: в верном направлении построить крепкие СТУПЕНИ, по которым каждый наш ребенок с хорошим багажом знаний и человеческих умений и навыков уверенно шагнет в большую жизнь.