Общество

Никас Сафронов: Надо открывать миру себя

III Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес» открылся сегодня в Крыму спектаклем «Спартак». Спектакль прошёл под открытым небом на специально возведенной сцене на территории археологического заповедника «Херсонес Таврический»

14.08.2019 11:22:55

Никас Сафронов: Надо открывать миру себя
Никас Сафронов: Надо открывать миру себя Фото: Наталья Николаева

В постановке задействованы звезды мирового балета. Более 150 артистов Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НОВАТ) специально приехали на фестиваль, чтобы представить зрителям легендарное восстание гладиаторов в античных декорациях древней Херсонесской крепости. Накануне большого события в мире культуры мы встретились с известным российским художником Никасом Сафроновым и поговорили с ним про любовь к опере и балету.

Никас, опера как жанр искусства вас трогает?

НС: Опера, конечно, трогает. Во-первых, звук — это всегда магия. И если певец профессиональный, то ты можешь переживать, плакать. Неважно тема какая, важно, что это доходит до слушателей. Вот почему Эдит Пиаф так волновала людей? Потому что она была из народа? Или музыка Паганини почему так трогала? Почему огромное количество людей вокруг этих музыкантов и певцов? Потому что они пели от души, как и песни Шаляпина, игра Ростроповича — это все идет искренне. Это тоже можно отнести к Хворостовскому, который пел от души, от сердца - и это волновало.

Если бы вы этот голос рисовали, что это было бы: масло, гуашь, это были бы большие мазки какие-то?

НС ( задумчиво) Зависит от... Если песня смерти — это одна история: если это Свиридов «Русь» или «Петербург» - это другая палитра и другие краски. Это может быть совершенно по-разному. Все зависит от того, какой жанр он берёт, какие ноты туда привносит. Это акварель, это может быть гуашь, это может быть масло глубокое, лессировочные слои: один на другой, который начинает магическим образом притягивать зрителя - здесь нельзя ограничиться. Он же многоплановый певец, он пел и романсы, он пел и оперу, он пел и эстраду такую, скажем, ближе к народной, с Крутым Игорем. И Римского-Корсакова, и Чайковского. Он прошёл практически всех, от Мусоргского до Маляра

- А как вы познакомились с миром оперы?

НС : Моя мама была знакома с Руслановой. У мамы был хороший голос, и та ее рекомендовала в хор имени Пятницкого. Мама отказалась, она все-таки из-за семьи большой решила заниматься воспитанием и не могла себе позволить гастроли с этим ансамблем прекрасным. Я, наверное, столкнулся впервые с ее голосом, у нее был прекрасный такой народный голос, она всегда была заводилой в песнях народных, когда исполнялись группой женщин или совместный такой хор, и на свадьбах...

Какую песню мама больше всего любила?

НС: Народные песни. Вот, руслановские песни, тоскливые песни. Это все из детства. Дело в том, что позже, когда я уехал в 15 лет из дома, она уже где-то с 8-9 моих лет редко пела, она была вся загружена своими проблемами. Но я маленьким помню певучие такие, тоскливые какие-то пушкинские нотки, лермонтовские романсы, народные песни. Папа играл и подыгрывал ей на баяне, на гармошке, и у них очень дуэтом прекрасно получалось. Позже это все было реже и реже. Но всё-таки я вспоминаю их дуэт, который был очень такой гармоничный и очень сильный. Недаром мы два брата поступили в музыкальное училище, закончили их по классу фортепиано и дирижерского хорового отделения. И это тоже влияние родителей.

Ваш любимый театр?

НС: Я думаю, что всё-таки Большой театр до его ремонта, наверное. В нём какая-то была глубина, старина, какая-то энергия особенная. Конечно, консерватория, я дружу с Соколовым Александром Сергеевичем, ректором. Я часто бываю, когда я в Москве и есть интересные такие выступления, я с удовольствием хожу.

У вас был опыт работы театрального художника?

НС: Да, я готовил «Три сестры» с Ефремовым. Я эскизы оставил у Олега Николаевича. И я делал «Пигмалион», спектакль с Джигарханяном в его театре.

Если бы вам сейчас предложили оформить любую оперу или шоу для любого из артистов, которого вы любите, кто бы это был?

НС: Я бы, наверное, встретился с Владимиром Васильевым, посоветовался с ним, как это лучше сделать. Он человек с огромным багажом, он художник, помимо великого балетмейстера, он ещё и прекрасный художник. Может быть, с Григоровичем, посоветоваться с теми, кто связан с театром. И вернуть те старые постановки в немножко обновленном таком символическом виде. Потому что все равно сегодня огромное количество технологий и вот этот доморощенный такой процесс, он может быть неэффективным. Нужно всё-таки использовать новые какие-то формы и новые возможности, но сохраняя вот такую цельность, индивидуальность.

«Евгений Онегин» Чайковского?

НС: «Евгений Онегин» или даже «Лебединое озеро». Я писал Майю Плисецкую, у меня есть два или три ее портрета. Муслима Магомаева я делал образ и Образцову Елену. Эти люди могли бы очень много принести, потому что они помнили, как было, и как есть, и что потеряно в промежутке между этим. Театр — это особый какой-то мир, который надо знать, во-первых, с детства. Во-вторых, ему надо посвятить всего себя.

Никас, а как вы вообще мотивируете себя на создание чего-то нового – необязательно портретов, но и участия в чем-либо новаторском?

НС: Надо открывать миру себя и показывать, что в России есть искусство, и оно достойно их, так сказать, глаза, их восхищения. Я думаю, что это нормально. Здесь нет амбиций, есть апробированная история - отобрать лучшее в символизме, в этом стиле, в портретном жанре и делать. Вот в Португалии есть договоренность, во Франции, в Париже, в Лондоне. Тем более, Лавров Сергей Викторович поддерживает. Мне не нужна мотивация, сама мечта или цель – это уже мотивация.

В прошлом году вы принимали участие в качестве эксперта в документальном образовательном фильме, снимались в учебном фильме видео-360, инициированной столичным Департаментом образования. Каково это - быть в роли учителя для миллионов школьников?

НС: Да, я стал участником образовательного фильма «Оттепель в московских адресах», той его главы, которая рассказывает про художников-шестидесятников. Это масштабный и важный проект для просвещения подрастающего поколения и уроков истории и обществознания, изобразительного искусства и музыки, литературы и многих других. Образовательные экскурсии в формате 360 очень полезны, особенно молодым людям. Кроме высокой образовательной ценности, мне кажется, они дают представление о мире, о том, где, что происходит, как себя правильно поставить, как себя правильно вести. И что нужно взять из тех поколений, которые были до нас, как они прожили и что нужно учитывать, какие нюансы, детали, какой опыт они прожили собственный. Мудрец — это тот человек, который учится на собственном опыте. А сверхмудрец — это тот, который учится на опыте других. Вот это очень важная программа. Это больше, чем просто знания – это подготовка к реальной жизни. Так что, удачи им!