Культура самооценивания со школьной скамьи
Навыки самостоятельного обучения и культуры объективного самооценивания прививают еще в школе. Одной из составляющих этого процесса является форма самопроверки – а иначе как школьник узнает, в каких вопросах он недостаточно подготовлен?
04.02.2019 19:19:59
Объективность оценки самого себя – основа саморазвития. Только когда мы понимаем и принимаем текущую оценку наших достижений, можно двигаться вперед. При этом очень важно, что оценка формируется не через сравнение ребенка с другими, а через отношение к его прошлым результатам. Тогда положительная динамика становится дополнительным мотиватором к саморазвитию.
С целью повышения культуры оценивания, а также в помощь и детям, и взрослым Московский центр качества образования разработал и успешно реализовал ряд проектов, которые помогают проявить свои таланты и достичь высоких результатов в обучении.
Самостоятельно проверить свой уровень знаний в любое удобное время и в удобном месте позволяет учащемуся сервис оценки «Мои достижения». Это сервис самоподготовки, который представляет собой единую онлайн-платформу, где публикуются проверочные работы по всем школьным предметам, задания в формате государственной итоговой аттестации и предпрофессиональной направленности. Все, что для этого нужно, — смартфон, или планшет, или любой компьютер, который имеет доступ в Интернет.
После диагностики пользователь получает подробную информацию о своей работе. Это позволяет следить за ходом подготовки, помогает понять, какие темы учащемуся стоит повторить.
Оценить свои знания можно по различным общеобразовательным предметам. Здесь можно также найти международные тесты, которые пригодятся тем, кто решил сдавать, к примеру, английский язык на международный сертификат. Организация экономического сотрудничества и развития специально для сервиса «Мои достижения» предоставила банк открытых заданий PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) из предыдущих циклов. Банк заданий регулярно пополняется, развивается функционал.
Сервис начал свою работу в ноябре 2016 г., на данный момент его используют более 200 тыс. активных пользователей. За два года работы сервиса «Мои достижения» пользователями было выполнено более 15,6 тысячи проверочных работ, около 3 тысяч работ ОГЭ, более 1,2 тысячи работ ЕГЭ и более 700 работ с заданиями из международных исследований.
Начиная с апреля 2018 года специалисты Московского центра качества образования провели более 10 тысяч диагностик с использованием технологии прокторинга. Прокторинг – это процедура наблюдения и контроля во время проведения компьютерной диагностики учебных достижений обучающихся, которая сочетает автоматический и человеческий мониторинг. Данная технология позволяет получить независимую оценку знаний, причем для этого совсем не обязательно ехать в Центр независимой диагностики. На компьютере специальная программа фиксирует каждое действие пользователя, в том числе и звуковой фон. Оператор проверяет полученную информацию о действиях участника диагностики и принимает решение о соблюдении или нарушении им данной процедуры. Здесь сразу видна академическая честность обучающегося, т. е. совокупность ценностей и принципов, которые развивают честность при обучении и оценивании самого себя. Академическая честность может быть рассмотрена как поведение при выполнении письменных проверочных работ и экзаменов. Таким образом школьник осознает, что для объективной оценки его знаний, он должен вести себя порядочно, выполняя те или иные задания.
Апробация использования новой технологии прокторинга уже проводится в школах, это поможет сделать независимую оценку знаний удобнее и доступнее для каждого школьника и педагога в любой точке страны и мира.
Но школьник не всегда может самоорганизоваться и настроиться на проверку своих результатов самостоятельно. В таком случае ему поможет Центр независимой диагностики, где можно пройти проверку знаний под наблюдением специалистов.
Центр независимой диагностики – это структурное подразделение Московского центра качества образования, являющегося официальным оператором проведения ЕГЭ и ОГЭ в Москве. Центр предлагает посетителям обширный спектр услуг по диагностике образовательных достижений – а именно проверить знания по разным предметам.
Специалистами МЦКО был создан проверочный контент и система оценки качества образования в формате виртуальной реальности. На данный момент существуют и успешно используются независимые диагностики по физике, биологии и астрономии. Любой желающий может прийти в Центр независимой диагностики МЦКО и проверить свои знания с помощью очков виртуальной реальности. Данная технология позволяет сымитировать любую среду и создает условия, которые в школе естественным путем создать невозможно (например, проведение опытов с опасными материалами).
В данный момент разрабатываются проверочные работы в формате VR по стереометрии, обновленные версии работ по астрономии, а также мультиплатформенное приложение по созданию и прохождению квестов с дополненной реальностью.
Также в этом году проходит апробацию в ряде школ модель промежуточной аттестации в МЦКО, а не через порой субъективную оценку учителя.
Существует и мобильный центр независимой диагностики, который оснащен высокотехнологичным оборудованием: планшетами, устройствами виртуальной и дополненной реальности – и уже получил высокую оценку пользователей. Переносная аппаратура позволяет проводить занятия одновременно для 75 обучающихся. За один день с помощью необычных лабораторных работ и заданий можно проверить знания 500 человек. Представители центра сами приезжают в образовательные учреждения столицы и предоставляют переносную аппаратуру для прохождения диагностической работы.
Данный сервис пользуется особым спросом среди преподавателей, учеников и их родителей, потому что позволяет в удобной форме проверить свои знания по любому предмету и получить экспертную оценку, не выходя из класса. В распоряжении пользователей предметные и метапредметные проверочные работы, высококачественные диагностические тесты, в том числе по ГИА, интерактивные задания, виртуальные лаборатории, а также задания из международных исследований.
Важно знать
Школьнику при прохождении независимых диагностик оценки не ставят и не производится сравнения одного обучающегося с другим. Выдается итоговый результат, где подсчитан процент выполнения работы, и подробный анализ дефицитов, благодаря чему становится понятно, какие темы вызывают у ребенка затруднения. Причем этот результат видит только ребенок и его семья, что дает дополнительный стимул к честному и систематическому мониторингу знаний. Изучив материал, школьники могут повторно пройти диагностику в ЦНД и увидеть динамику результатов. Эта схема очень хорошо работает на подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Низкий результат на старте - не приговор, а элемент мотивации.