Общество

Аскар Абдразаков: «русский бас» – высочайшая планка для певца

20 октября в Москве, в концертном зала Храме Христа Спасителя, пройдет финал конкурса вокального искусства «Русский Бас». Что думают о нем профессионалы?

27.08.2019 16:54:23


					
Аскар Абдразаков: «русский бас» – высочайшая планка для певца
Аскар Абдразаков: «русский бас» – высочайшая планка для певца Фото: из личного архива Аскара Абдразакова

Об этом рассказывает солист Мариинского театра, Народный артист Башкортостана Аскар Абдразаков.

– Идея конкурса «Русский Бас» - поиск и продвижение талантливых исполнителей с басовым тембром голоса является замечательной и актуальной, «русский бас» действительно представляет природный феномен. Россия славилась запредельно низкими мужскими голосами еще в Средние века, неслучайно, что именно они отражали русское религиозное мироощущение в храмах. С глубокими басами ассоциировалась область святого и возвышенного. Проникновенные низкие мужские голоса, заставляющие резонировать все тело, как огромные колокола выражали божественное величие и непоколебимую силу. Другой пример - всемирно известный русский певец Ф. И. Шаляпин, который открыл миру бесценные страницы русского музыкального искусства, предоставил возможность познакомиться с национальной русской оперной школой. Она же, как известно, обладает индивидуальными признаками, удивительной вокальной техникой. Русская оперная школа, и басовая в частности, неразрывно связана с многовековыми национальными традициями вокального искусства, с особенностями русской музыкальной культурой, характеризующейся определенным эмоциональным спектром - задушевностью, глубокой эмоциональностью, способностью сопереживать глубоко и всем сердцем. Найти «настоящий» русский бас – невероятное везение. Помимо того, что данный тембр голоса достаточно редкий, имеет значение весь процесс «взращивания», вокального становления артиста. Можно сравнить это с превращением добытого алмаза в прекрасный, дорогой бриллиант. Здесь имеют значение многие факторы – способность к восприятию и обучению, внутренняя природная музыкальность, талант воспитывать в себе музыкальную культуру, вокальное мастерство, и конечно же, театральные способности. Состояться профессионально как «русский бас» - невероятно высокая планка для певца, и одновременно интересная работа, которая позволяет в итоге подарить много прекрасного чутким меломанам, нашим слушателям. Необходимость проведения таких конкурсов представляется очень важной – это поиск новых самородков, будущих оперных звезд, которые смогут открыть разные шедевры композиторов, познакомят публику с неизвестными партитурами, написанными специально для басов, а также раскроют потрясающие возможности этого роскошного мужского голоса.

Радует, что такого рода конкурсы все чаще привлекают внимание профессионалов и общественности. Нередко они посвящаются великому русскому басу Ф.И. Шаляпину, названы его именем, которое определяет дух и атмосферу творческого соревнования. Яркий пример этому – замечательный Международный конкурс вокалистов имени Федора Шаляпина в рамках Международного фестиваля оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», который проходит в столице Республики Башкортостан, где состоялся дебют непревзойденного русского баса. Фестиваль был организован в 1991 году, с начала его старта прошло 16 фестивалей. Я счастлив, что мне выпала честь возглавлять Конкурс, быть председателем жюри. Таким образом, такие конкурсы, это огромная музыкальная удача и для организаторов и для всех участников.