Андреас Шляйхер: Успешная карьера без хорошего чувства юмора невозможна
Первый день форума «Город образования» полон насыщенных событий, и одним из крупнейших мероприятий стала V Международная конференция «Школьное образование 21 века: формирование и оценка гибких компетенций»
30.08.2019 16:10:24
Участие в дискуссии, организованной Департаментом образования и науки города Москвы, Рособрнадзором и Федеральным институтом оценки качества образования (ФИОКО), приняли более 500 российских и зарубежных специалистов в сфере образования.
Темой конференции стало одно из самых трендовых направлений сферы образования – soft skills, или гибкие компетенции. Развитие креативности, критического, творческого и логического мышления, умения работать в команде и даже чувства юмора оказывает значительное влияние на построение успешной карьеры в XXI веке. Предметные навыки и знания важны, но в отрыве от soft skills они уже не могут гарантировать человеку благополучие в будущем, поэтому уровень развития гибких компетенций необходимо оценивать так же, как и уровень других образовательных навыков. Подход к этому в разных странах отличается, но обмен опытом на таких значимых форумах, как «Город образования», позволяет вывести единые стандарты, отметил в ходе конференции глава Департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреас Шляйхер. По его словам, экзаменационная система России и Москвы в частности – одна из лучших в мире, но взгляд на оценку мягких компетенций в ней пока ещё ограничен, как и во многих других странах. С помощью искусственного интеллекта нельзя оценить креативность или уровень развития лидерских качеств, для этого нужны другие критерии.
«Мы выделили три наиболее важных с нашей точки зрения класса гибких компетенций – это способность развивать новые ценности, возможность брать на себя ответственность за сбор ресурсов и реакция на дилеммы и неоднозначность. Мальчики и девочки демонстрируют похожие знания по научным дисциплинам, но у девочек более высокий уровень эмпатии и толерантности, а мальчики более циничны и стрессоустойчивы. В социально-эмоциональных навыках есть отличия, и нам надо понять их причины, научиться структурировать что-то, не имеющее прямого отношения к прикладным знаниям. Здесь и пригодятся мягкие навыки – то, что отличает нас от компьютеров», - рассказал Андреас Шляйхер.
Андреас Шляйхер рассказал, что измерять и оценивать гибкие компетенции могут помочь эксперименты с моделированием реальных ситуаций в виртуальной реальности, управление системами обучения, индивидуальные тесты и разработка алгоритмов для проставления оценок. Все эти методы пока находятся в стадии разработки, но soft skills и способы их оценки – один из наиболее актуальных вопросов современной образовательной повестки. Ведущие эксперты сферы образования России и мира обсудили не только важность измерения уровня навыков нового века, но и опыт применения и оптимальные способы распространения гибких компетенций. Участие в дискуссии приняли специалисты в области управления системой образования, директора и учителя, а также ключевые спикеры форума – исполнительный директор Международной ассоциации по оценке образовательных достижений IEA Дирк Хастедт, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Калина, руководитель проекта ОЭСР «Исследование социально-эмоциональных навыков» Милош Канкараш и глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
«Базовые знания - как электричество, без них ничего не будет. Они необходимы для soft skills – навыкам, выражающим способность современного школьника быть готовым к неожиданным и меняющимся условиям. Мы готовы подготовить детей к проблемам и неожиданностям, которые могут возникнуть, к тем вызовам, которых не было еще 10-15 лет назад. Сегодня нас видят по всей стране, идёт прямая трансляция по всем регионам России, и нашим учителям, руководителям системы образ будет интересен взгляд экспертов», - отметил Сергей Кравцов.
Рособрнадзор участвует в реализации национального проекта «Образование», и оценка знаний – один из его важнейших аспектов. До 1 сентября на стенде Рособрнадзора в зале А все желающие могут сдать пробный ЕГЭ или ВПР, проверить свои знания по международной программе оценки образовательных достижений учащихся PISA и первыми пройти испытания госэкзамена по информатике, ещё не представленного на реальном ЕГЭ. Специалисты Рособрнадзора расскажут гостям форума обо всех аспектах оценочных процедур, а стобалльники ЕГЭ по разным предметам поделятся советами по успешной сдаче гоэкзаменов.