Завершена проходка 100% тоннелей БКЛ
Мэр Москвы принял участие в церемонии завершения проходки последнего тоннеля Большой кольцевой линии метро – двухпутного перегонного тоннеля между станциями "Нагатинский Затон" и "Кленовый бульвар"
30.12.2021 11:26:01
"Сегодня мы завершаем огромную работу, продолжавшуюся 9,5 лет. Завершена проходка тоннелей Большой кольцевой линии метро – более 143 км, миллионы тонн грунта, огромная ответственность за безопасность работ в сложнейших условиях Москвы. Поздравляю строителей с этим успехом! Вы сделали отличный предновогодний подарок москвичам", – сказал Сергей Собянин.
Система тоннелей Большой кольцевой линии представляет собой симбиоз классических однопутных тоннелей и новых для Москвы двухпутных тоннелей большого диаметра. Тоннели большого диаметра проложены на 2 участках: первый начинается от станции "Мнёвники" и заканчивается за станцией "Давыдково", второй начинается от станции "Текстильщики" и заканчивается за станцией "Кленовый бульвар".
Всего с 2012 по 2021 гг. было пройдено более 143 км тоннелей в однопутном исчислении. В разные периоды на строительстве БКЛ работали 33 ТПМК, 4 из них – диаметром 10 м. Благодаря реализации такого масштабного проекта 18 марта 2020 г. в Москве был зафиксирован мировой рекорд Гиннесса по самому большому количеству тоннелепроходческих комплексов, работающих одновременно на строительстве метро – 23 щита, из них 13 – на Большой кольцевой линии. Предыдущий мировой рекорд был установлен в Катаре в 2015 г. (20 ТПМК одновременно).
Проходка тоннелей метро – сложнейший технологический процесс. Разнообразие геологических структур и плотная городская застройка, пересечение автомагистралей и железнодорожных путей – при строительстве БКЛ было необходимо решать широкий спектр технических и организационных проблем.
Большинство тоннелей БКЛ проходят глубже других линий. Выше радиальных линий Большая кольцевая проходит у станций "Петровский парк", "Каховская", "Электрозаводская", "Авиамоторная" и "Новаторская".
В общей сложности БКЛ имеет 23 пересечения с другими линиями метро и 18 пересечений с МЦД и МЦК. Во время проходки тоннелей проводились дополнительные мероприятия, обеспечивающие бесперебойную эксплуатацию действующих объектов метрополитена, а также специальное укрепление железнодорожного полотна. Кроме того, тоннели БКЛ проходят под 5 водными объектами в открытом русле - под Москва-рекой, Яузой и т.д.