Array
(
    [ID] => 347
    [IBLOCK_ID] => 3
    [NAME] => LLM_DESCRIPTION
    [ACTIVE] => Y
    [SORT] => 500
    [CODE] => LLM_DESCRIPTION
    [DEFAULT_VALUE] => Array
        (
            [TYPE] => TEXT
            [TEXT] => 
        )

    [PROPERTY_TYPE] => S
    [ROW_COUNT] => 1
    [COL_COUNT] => 30
    [LIST_TYPE] => L
    [MULTIPLE] => N
    [XML_ID] => 
    [FILE_TYPE] => 
    [MULTIPLE_CNT] => 5
    [LINK_IBLOCK_ID] => 0
    [WITH_DESCRIPTION] => N
    [SEARCHABLE] => N
    [FILTRABLE] => N
    [IS_REQUIRED] => N
    [VERSION] => 2
    [USER_TYPE] => HTML
    [USER_TYPE_SETTINGS] => Array
        (
            [height] => 200
        )

    [HINT] => 
    [~NAME] => LLM_DESCRIPTION
    [~DEFAULT_VALUE] => Array
        (
            [TYPE] => TEXT
            [TEXT] => 
        )

    [VALUE_ENUM] => 
    [VALUE_XML_ID] => 
    [VALUE_SORT] => 
    [VALUE] => 
    [PROPERTY_VALUE_ID] => 65636:347
    [DESCRIPTION] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [~VALUE] => 
)
Новости

«УчимЗнаем»: московский опыт для всей России

В Общественной палате обсудили вопросы образования детей на длительном лечении

29.10.2025 13:34:41


ФОТОРЕПОРТАЖ

В Общественной палате обсудили вопросы образования детей на длительном лечении | Фото: пресс-служба "УчимЗнаем"

28 октября 2025 года в Общественной палате Российской Федерации прошла пресс-конференция на тему «Вопросы реализации в Российской Федерации права на доступное и качественное образование детей, находящихся на длительном лечении».

Организаторами выступили комиссия Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию совместно с депутатом Государственной думы РФ Татьяной Буцкой и руководителем проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» Сергеем Шариковым.

Участники обсудили актуальные проблемы соблюдения прав детей, находящихся на длительном лечении, на получение качественного образования и вопросы нормативного правового регулирования организации такого обучения в медицинских стационарах.

На конференции также были затронуты следующие вопросы: о существующих нормах законодательства в сфере образования, касающихся соблюдения прав детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях; об исполнении субъектами РФ полномочий по урегулированию вопросов организации образовательной деятельности для таких детей, об опыте реализации проекта госпитальных школ «УчимЗнаем». Кроме того, обсуждался вопрос о необходимости разработки и принятия типового нормативного правового акта по организации образовательной деятельности для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях, на федеральном уровне.

Спикерами выступили: член Комитета Госдумы по охране здоровья академик РАН Александр Румянцев, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Ольга Ярославская, член Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека и развитию гражданского общества Ирина Боровова, министр образования Кузбасса Софья Балакирева, начальник управления общего, дополнительного образования и воспитания министерства образования и науки Пермского края Лариса Калинчикова.

«Проект госпитальных школ России «УчимЗнаем» — это принципиально новый проект, в котором школа создает в больнице для детей среду не просто образования, а среду, в рамках которой происходят взаимоотношения между пациентом, страдающим часто очень тяжелым заболеванием и длительно находящимся на лечении, его семьей, педагогами, врачами и психологами. С точки зрения врача, я хочу сказать, 10 лет назад, когда мы открыли эту страничку, в Центре им. Дмитрия Рогачева Минздрава России, где специально были отведены помещения для организации школьного пространства, которое позволило развивать детей, мы, медики, были счастливы», — отметил академик Александр Румянцев.

Напомним, московская модель госпитальной школы «УчимЗнаем» сейчас успешно реализуется уже в 70 регионах России. Такой подход позволяет детям успешно продолжить образование. Несмотря на свой тяжелый недуг, дети возвращаются к обычной жизни, не только не теряют, но и напротив, приобретают багаж знаний, ведь профессиональные педагоги работают с каждым маленьким пациентом индивидуально, находя те точки опоры, которые помогут ребенку стать успешным после возвращения в обычную жизнь.

Как пояснил руководитель госпитальных школ России «УчимЗнаем» профессор Сергей Шариков, «вопрос реализации права ребенка на доступное образование крайне важный. Семьи, чьи дети столкнулись с тяжелым заболеванием, зачастую кочуют из одной больницы в другую. И если речь идет о Москве, здесь созданы все условия не только для лечения детей, но и для социальной реабилитации, в которую входит и госпитальная педагогика. К сожалению, во многих регионах данный вопрос остается до сих пор открытым. Необходим системный подход, чтобы каждый ребенок, вне зависимости от того, где он проходит лечение, мог получать качественное образование и после выздоровления возвращаться в свою родную школу как полноценный участник образовательного процесса».

Это лишь первая ступень обсуждений, но без межведомственных диалогов данный вопрос никогда не будет решен. Межведомственное взаимодействие – ключевой фактор для решения проблемы доступности образования для детей, находящихся на длительном лечении. Необходимо объединить усилия министерств образования, здравоохранения и социальной защиты. Важно наладить обмен информацией и опытом между регионами, а также разработать единые стандарты и протоколы для организации образовательного процесса в больницах и на дому. Только скоординированная работа всех заинтересованных сторон позволит создать эффективную систему поддержки, которая будет учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка.