«УчимЗнаем»: московский опыт для всей России
В Общественной палате обсудили вопросы образования детей на длительном лечении
29.10.2025 13:34:41
ФОТОРЕПОРТАЖ
28 октября 2025 года в Общественной палате Российской Федерации прошла пресс-конференция на тему «Вопросы реализации в Российской Федерации права на доступное и качественное образование детей, находящихся на длительном лечении».
Организаторами выступили комиссия Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию совместно с депутатом Государственной думы РФ Татьяной Буцкой и руководителем проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» Сергеем Шариковым.
Участники обсудили актуальные проблемы соблюдения прав детей, находящихся на длительном лечении, на получение качественного образования и вопросы нормативного правового регулирования организации такого обучения в медицинских стационарах.
На конференции также были затронуты следующие вопросы: о существующих нормах законодательства в сфере образования, касающихся соблюдения прав детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях; об исполнении субъектами РФ полномочий по урегулированию вопросов организации образовательной деятельности для таких детей, об опыте реализации проекта госпитальных школ «УчимЗнаем». Кроме того, обсуждался вопрос о необходимости разработки и принятия типового нормативного правового акта по организации образовательной деятельности для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях, на федеральном уровне.
Спикерами выступили: член Комитета Госдумы по охране здоровья академик РАН Александр Румянцев, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Ольга Ярославская, член Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека и развитию гражданского общества Ирина Боровова, министр образования Кузбасса Софья Балакирева, начальник управления общего, дополнительного образования и воспитания министерства образования и науки Пермского края Лариса Калинчикова.
«Проект госпитальных школ России «УчимЗнаем» — это принципиально новый проект, в котором школа создает в больнице для детей среду не просто образования, а среду, в рамках которой происходят взаимоотношения между пациентом, страдающим часто очень тяжелым заболеванием и длительно находящимся на лечении, его семьей, педагогами, врачами и психологами. С точки зрения врача, я хочу сказать, 10 лет назад, когда мы открыли эту страничку, в Центре им. Дмитрия Рогачева Минздрава России, где специально были отведены помещения для организации школьного пространства, которое позволило развивать детей, мы, медики, были счастливы», — отметил академик Александр Румянцев.
Напомним, московская модель госпитальной школы «УчимЗнаем» сейчас успешно реализуется уже в 70 регионах России. Такой подход позволяет детям успешно продолжить образование. Несмотря на свой тяжелый недуг, дети возвращаются к обычной жизни, не только не теряют, но и напротив, приобретают багаж знаний, ведь профессиональные педагоги работают с каждым маленьким пациентом индивидуально, находя те точки опоры, которые помогут ребенку стать успешным после возвращения в обычную жизнь.
Как пояснил руководитель госпитальных школ России «УчимЗнаем» профессор Сергей Шариков, «вопрос реализации права ребенка на доступное образование крайне важный. Семьи, чьи дети столкнулись с тяжелым заболеванием, зачастую кочуют из одной больницы в другую. И если речь идет о Москве, здесь созданы все условия не только для лечения детей, но и для социальной реабилитации, в которую входит и госпитальная педагогика. К сожалению, во многих регионах данный вопрос остается до сих пор открытым. Необходим системный подход, чтобы каждый ребенок, вне зависимости от того, где он проходит лечение, мог получать качественное образование и после выздоровления возвращаться в свою родную школу как полноценный участник образовательного процесса».
Это лишь первая ступень обсуждений, но без межведомственных диалогов данный вопрос никогда не будет решен. Межведомственное взаимодействие – ключевой фактор для решения проблемы доступности образования для детей, находящихся на длительном лечении. Необходимо объединить усилия министерств образования, здравоохранения и социальной защиты. Важно наладить обмен информацией и опытом между регионами, а также разработать единые стандарты и протоколы для организации образовательного процесса в больницах и на дому. Только скоординированная работа всех заинтересованных сторон позволит создать эффективную систему поддержки, которая будет учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка.








