Духовность

Третий Спас: Спас на холсте

Сегодня, 29 августа (16 августа по старому стилю), православная церковь вспоминает перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое было в 944 году

29.08.2019 10:34:31

ФОТОРЕПОРТАЖ

Спас Нерукотворный, вторая половина XIV века. Москва | Фото: Мария Ракова
Спас Нерукотворный, икона Успенского собора в Хельсинки | Фото: Мария Ракова

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь, который был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. 

Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого количества людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда Ананий встал на высокий камень и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. 

Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем запечатлелся божественный лик Спасителя. Анания принес в Едессу этот образ и письмо Спасителя. С глубоким благоговением правитель Авгарь принял святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Ученик тот был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. 

Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и становил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Но Едесскому епископу было откровение – Господь повелел ему скрыть Нерукотворный образ. Так, ночью епископ пришел со своим клиром, зажег лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. 

Много лет прошло, жители забыли о святыне. Но вот, в 545 году, когда персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города было совсем бенадежным, к епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное изображение. После совершенного крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. 

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Баргрянородный (912-959 гг.) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира – правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь.16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. 

О последующей судьбе нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе, как на общеизвестный факт.

Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от враков. В русской православной церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднество Успения Пресвятой Богородицы, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось в иконописании. Икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространённых.

При содействии издательства «Сибирская Благозвонница»