Духовность

Новый год по старому стилю

Через семь дней от Рождества Христова наступает Новый год по старому стилю. Мало кто знает историю возникновения этого праздника. Между тем, он напрямую связан с важнейшим событием – Обрезанием Господним

14.01.2024 09:00:54

Новый год по старому стилю
Новый год по старому стилю Фото: shutterstock.ru

Как известно, у всего есть своя история. Окунемся и мы в древнейшую историю ветхозаветного обрезания.

О ветхозаветном обрезании крайней плоти у древнееврейских младенцев-мальчиков было написано еще в Книге Бытия («Ветхозаветная Библия»): «Да будет у вас обрезан весь мужский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: сие будет знамением завета между Мною и вами».

Обрезание предшествовало таинству Крещения. Вода в Крещении – это символ земли, а земля – символ смерти. Во время Крещения младенец трижды погружается в купель, символизируя тем самым, что человек некрещеный остается в той, другой жизни, и трижды воскресает во имя Святой Троицы в новую жизнь – духовную. Смысл Крещения раскрылся только в Новом завете, тогда как в Ветхом обрезание символизирует смерть ветхозаветного человека и воскрешение обновленного духовного. Это был своего рода шаг в небо – к Богу. У евреев обряд обрезания совершался на восьмой день после рождения младенца – в Иерусалимском храме, и мальчику сразу же нарекали имя. Характерно, что и Новый год по старому стилю отмечают именно через 7 дней после Рождества.

Младенец Иисус Христос не стал исключением. Казалось бы, он рожден не от греха, он Сам был Богом, так что можно было бы и не совершать этот обряд? Ответ на этот вопрос есть в Евангелии от Матфея: «Иисус показал нам, что не нарушить пришел он ветхозаветный закон, но исполнить». Обрезание же описал евангелист Лука: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве». Мы видим, что Господь пришел в начале новой эпохи – Нового завета, логически подведя итог Ветхозаветному периоду.

Обрезание Господне объясняют еще и тем, чтобы в будущем пресечь различные еретические учения, которые не признают в Христе человеческой природы. Он же нам показывает, что природа Его двойственна – Божия и человеческая. Тем самым, еще раз подтверждая нам, что Христос есть истинный Бог и истинный Человек, который был как все: обрезывался, крестился, ел со всеми рядом, что страдания земные не обошли его стороной. Потому-то именно он, как никто другой, способен понять каждого из нас в наших скорбях. Мы же должны лишь изгнать из сердец своих гордыню и не пренебрегать Его заветами, прося во смирении Его помощи. Тогда и пути мирские нам будет легче преодолевать, ибо «Бог гордым противится, смиренным дает благодать» (Иак.)

В заключение же процитируем слова святого первоверховного апостола Павла: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».

Тем самым, праздник Обрезания Господня дает старт новому году по православному календарю. А мы, укрепив дух и впустив в свое сердце веру, любовь и милосердие, постараемся войти в новый год с «обрезанием сердца», т.е. отрезав все самое плохое и дав ростки лишь добрым чувствам.


Подготовлено при содействии издательства «Сибирская Благозвонница»