Выставка о выдающихся женщинах-режиссерах отечественного кино открылась в Москве
12 марта в Еврейском музее и центре толерантности был представлен новый выставочный проект в партнерстве с Государственным центральным музеем кино — «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой»
13.03.2025 18:02:14

Экспозиция рассказывает об истории отечественного кинематографа с точки зрения женщин, работавших и продолжающих работать в киноиндустрии. Выставка стала исследованием, призванным ответить на вопрос, кто такие женщины-режиссеры прошлого века и что их отличает от нынешних представительниц режиссерской профессии. Для посетителей выставка доступна с 13 марта по 27 июля.
Раввин Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности, президент Федерации еврейских общин России:
«Женщина за кадром» - очень точная формулировка темы выставки, ведь внимание публики всегда приковано к тем, кто в кадре, все знают ярких артисток. Но за кадром трудились не менее талантливые и сильные женщины, о которых не принято было широко говорить. Режиссура долгое время считалась исключительно мужской профессией. Мы постарались по-иному взглянуть на природу режиссуры, которая остро нуждается именно в «женских» качествах: умении созидать, следить за гармонией и слаженностью всех процессов, вдохновлять, проявлять чуткость, видеть глубокие смыслы и выделять в истории то, что по-настоящему важно. На создание этого проекта нас вдохновил юбилей великого мастера – Татьяны Лиозновой. Нам хотелось выразить глубокое почтение ее памяти и ее творчеству, которое является безусловным достоянием отечественного искусства. Мы также поддержали инициативу назвать одну из улиц Москвы в ее честь, а в рамках работы выставки запланировали большую ретроспективу ее фильмов».
Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности:
«Выставка входит в параллельную программу выставочных проектов Еврейского музея и центра толерантности, затрагивающих самые широкие темы, актуальные для зрителя: литературу, поэзию, кино и анимацию. Данная выставка – настоящее исследование истории отечественного кинематографа с начала XX века и до наших дней. Она рассказывает о женщинах-режиссерах – о тех, кто создавал фильмы, ставшие частью нашей культуры, золотым фондом, которые по сей день любимы многими зрителями».
Композиционно выставка разделена на три части. Первая посвящена десяти женщинам-режиссерам: от Ольги Преображенской, начинавшей свой путь в кино в дореволюционную пору, до младших современниц Татьяны Лиозновой — Киры Муратовой, Ларисы Шепитько и Динары Асановой. Фильмы, участвующие в экспозиции, формируют представление о «женском кино» ХХ века вовсе не как о периферии кинопроцесса, а как о весомой части классического кинонаследия. К ним можно отнести и первую экранизацию «Тихого Дона» (1930) Ольги Преображенской, и первый советский фильм для детей «Рваные башмаки» (1933) Маргариты Барской, и любимую многими поколениями киносказку «Золушка» (1949) Надежды Кошеверовой, и поэтическую балладу по сценарию Александра Довженко «Повесть пламенных лет» (1960) Юлии Солнцевой, и трагический фильм-реквием о великой войне «Восхождение» (1976) Ларисы Шепитько.
Вторая часть выставки рассказывает о творческом пути Лиозновой. Татьяна Лиознова (1924 – 2011) — кинорежиссер и сценарист, народная артистка СССР, автор фильмов «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся». Однако самой известной ее работой стал многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», герой которого – разведчик Штирлиц – уже более 50 лет остается едва ли не самым популярным персонажем советской и постсоветской массовой культуры.
Лиознову называли «железной леди советского кино»: она была одной из самых значительных женщин в преимущественно мужском мире режиссуры второй половины ХХ века. Ее творчество при этом стало переломным этапом между поколениями женщин-кинематографистов и обозначило переход от роли помощницы и младшей коллеги (как правило, мужа-режиссера) к самостоятельным проектам, от амплуа умелой производственницы и верной подруги – к полноправному автору кинематографического высказывания. Однако во всем мире режиссура по-прежнему считалась мужским делом, требовавшим исключительно волевого, «сверхмужского» характера. Только демократизация кинопроизводства, вызванная техническими и социальными достижениями конца прошлого века, сняла проблему неравенства в этой сфере.
При этом в творчестве самой Лиозновой парадоксальным образом сочеталось мужское и женское. В ее фильмографии присутствуют как «мужские» («Им покоряется небо», «Рано утром»), так и «женские» картины («Евдокия», «Карнавал»). Культовые работы, ставшие квинтэссенцией ее творчества, – «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны» – полноценно раскрывают судьбы и характеры как героев, так и героинь.
Третья часть выставки – видеоинтервью, в котором о профессии рассказывают представительницы современного поколения женщин-режиссеров: от опытных Веры Сторожевой и Анны Меликян до дебютанток Клавы Коршуновой и Заки Абдрахмановой. Несмотря на то, что эта выборка могла быть и более обширной, она наглядно демонстрирует произошедшие изменения: если в прошлом веке признания добились лишь два десятка женщин-режиссеров, то сейчас только в игровом российском кинематографе творят более сотни женщин.
Посетители смогут увидеть эскизы к фильмам, фотографии со съемок, фотопробы, афиши, документы, включая режиссерские сценарии и иные артефакты, связанные с миром кино. Например, можно пролистать альбом с фото актеров, которые пробовались на разные роли в фильме «Семнадцать мгновений весны».
Экспонаты из своих фондов предоставили Государственный центральный музей кино, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей, Московский музей современного искусства, РГАЛИ, РОСФОТО, Госфильмофонд России, Киностудия им. М. Горького, Мосфильм, Ленфильм и несколько частных собраний.