Духовность

Серафим Саровский: Радость моя

Первого августа православная церковь празднует обретение мощей великого подвижника Русской Церкви – Преподобного Серафима Саровского

31.07.2017 12:50:30

ФОТОРЕПОРТАЖ

Родители Серафима Саровского, Исидор и Агафия Мошнины, были из Курска. Исидор был купцом и занимался строительством зданий. Незадолго до смерти он приступил к возведению величественного храма в честь Казанской иконы Божией Матери и Преподобного Сергия Радонежского, но закончить работы ему было не суждено. Строительство заканчивала мать Агафия.

Также на попечении матери остался и Прохор (так звали Серафима Саровского по крещению). Ребенок везде сопровождал мать. Однажды Прохор оступился и упал с колокольни вниз, но к радости матери остался невредим.

Юный Прохор обладал прекрасной памятью и быстро выучился грамоте. С детства любил посещать церковные службы, читать сверстникам Священное писание и жития святых, но больше всего предпочитал молиться в уединении. Однажды Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы. Мать вынесла Прохора на руках, он приложился к святой иконе, после чего пошел на поправку.

С юных лет у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать благословила сына на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Так Прохор и отправился с паломниками пешком из Курска в Киев – на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил преподобного идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Попрощавшись навсегда с матерью и родными, отправился божий угодник в Саров.

Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с усердием. Постоянной работой он ограждал себя от скуки – этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».

Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. В дни болезни Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей – от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился.

Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.

Проведя восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес «Господи, спаси благочестивыя» и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат.

После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келье. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг – пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля – отца Исаии – и ушел в пустынную келью в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу.

Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу. Около кельи он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники – схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом». Около трех лет преподобный питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его кельи.

К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне – за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ, проводя жизнь свою в полном безмолвии. Только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

Однажды грабители напали на его скромное жилище и начали требовать деньги. Несмотря на то, что Серафим Саровский был физически силен и имел в руках топор, он не захотел обороняться силой, памятуя слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут», и сказал разбойникам: «Делайте, что вам надобно». Те обухом проломили Серафиму голову, сломали ребра. Перевернув келью, ничего, кроме иконы да двух картофелин, не нашли, устыдились и ушли.

Наутро с огромным трудом он добрел до обители. Восемь суток пролежал, страдая от ран. Врачи удивились, как ему удалось выжить после таких побоев... Но Царица Небесная не оставила Серафима Саровского и явилась ему во сне с Петром и Иоанном. Коснувшись головы, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. Еще пять месяцев преподобный Серафим провел в обители, а затем вновь ушел в пустынную келью. Оставшись навсегда сгорбленным, великий подвижник ходил, опираясь на посох или топорик.

После 15 лет пребывания в пустыне весной 1810 года он возвратился в обитель. К подвигу молчания он прибавил еще и затвор – никуда не выходил и никого не принимал, непрестанно находился в молитве. В затворе преподобный Серафим получил от Бога дар прозорливости и чудотворения. А 25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления.

Старец видел сердца людей и как духовный врач исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «Радость моя, сокровище мое».

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом, детище – Дивеевской женской обители. Перед смертью великий старец благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

2 января 1833 года преподобный Серафим Саровский был найден перед иконой Божией Матери в молитвенном положении на коленях, но уже бездыханный.

Почти двести лет прошло с тех пор, как преподобный Серафим Саровский молился в своей обители, но люди до сих пор помнят его доброту и заботу – неосязаемую, но успокаивающую и творящую чудеса. Каждый день у храма в Дивеевском монастыре стоят сотни верующих в поисках душевного и физического равновесия. В монастыре можно приложиться к мощам великого старца, посмотреть на топорик, который помогал Серафиму Саровскому выживать в уединении. Верующие в молитве проходят по канавке Богородицы и окунаются в святые источники для исцеления души и тела.


Подготовлено при содействии издательства "Сибирская Благозвонница"