Общество

Юлия Федорова: Путешествия к знаниям во времени и пространстве

Сегодня Москва стала настоящим центром притяжения инноваций. Здесь создается особенная образовательная среда, чтобы будущие поколения становились успешными профессионалами. Сюда приезжают коллеги из российских регионов, из-за рубежа – есть чему поучиться, что перенять. Главное тому свидетельство – недавний форум «Город образования», ставший беспрецедентным по числу посетителей и концентрации современнейших технологий и решений в образовательной сфере

08.10.2018 10:49:20

ФОТОРЕПОРТАЖ

Формат проектов Видео-360 универсален и подходит для всех видов занятий: это и образовательные путешествия, и демонстрации редких физических и химических опытов, которые можно показать на установках, существующих в единственном экземпляре в закрытых научн | Фото: из архива программы

Одна из них – Видео-360 – не только активно врывается в повседневную жизнь современного человека, но и предоставляет ни с чем не сравнимые возможности школам, позволяя расширить форматы проведения уроков и по-настоящему заинтересовать учащихся. О том, как реализуется эта новейшая техническая разработка в рамках образовательной системы Москвы, мы сегодня беседуем с начальником управления развития цифровых технологий образования Московского центра развития кадрового потенциала образования Юлией Федоровой.

Юлия, проект инициализации технологии Видео-360 в системе столичной школы был разработан именно Московским центром развития кадрового потенциала образования. Год назад мы начинали разговор об этой видеоновинке с директором центра Алексеем Ивановичем Рытовым. Что сделано за это время?

– Подготовлено сто экскурсий к двумстам урокам, объединенным в 7 межпредметных циклов. В этих циклах каждая экскурсия может являться частью урока по тому или иному предмету. Условно говоря, если это запуск первого спутника в космос, то это материал и для урока истории, и для урока физики. То есть мы старались брать темы, которые интересны учителям разных предметов, но все вместе несут ребенку одно и то же знание. Объединяли их в циклы, касающиеся универсальных знаний – космос, экология, биоразнообразие, наука и т. д. Соответственно, около 200 сценариев уроков «Московской электронной школы» могут включать в себя наши экскурсии, и мы эту работу провели, сделали привязку каждого урока к МЭШ, прописали предметы, контролируемые элементы содержания – все это может быть доступно.

Доступно для москвичей. Но как быть с теми, кто хочет использовать ваши разработки в регионах, где нет доступа к МЭШ?

– Наша организация очень много работает с городами России, откуда приезжают и учителя, и директора. И все задают вопрос: а как нам смотреть это в наших школах на уроках с детьми? На этот случай мы предусмотрели два удобных режима доступа к нашим экскурсиям. Первая – это YouTube, где все наши циклы разбиты на отдельные экскурсии. Но если скорость интернета или количество устройств на уроке недостаточны, есть режим, при котором можно загрузить в телефон бесплатный и доступный плеер, куда и закачать путешествия. Они будут «жить» в телефоне, совершенно не завися от интернета. На данный момент любой самый простой телефон с минимальной памятью позволяет вместить все наши циклы, осуществлять переходы по меню, управлять фильмом интерактивно – все очень удобно.

Формат проектов Видео-360 универсален и подходит для всех видов занятий: это и образовательные путешествия, и демонстрации редких физических и химических опытов, которые можно показать на установках, существующих в единственном экземпляре в закрытых научных центрах. Да вообще все. Ведь работать с таким видео учителю и ученику очень просто, как в обычном плеере. Устройством для просмотра может стать как обычный компьютер или смартфон, так и очки виртуальной реальности любой конфигурации, начиная от простейших, картонных, в которые вставляется смартфон.

Сегодня даже самым заядлым скептикам нечего сказать о недостатках учебных фильмов и сюжетов, подготовленных в новом формате Видео-360. Получается, у него вообще нет минусов?

– Ну а какие могут быть недостатки? Тематические путешествия и обучающие экскурсии помогают детям оказаться там, куда в реальности попасть сложно или даже вообще невозможно, увидеть и рассмотреть с разных ракурсов объекты, недоступные с точки зрения личного посещения, но имеющие высокую образовательную ценность для школьного урока.

Знаете, негатива не было даже от педагогов старой формации, которым труднее других успевать идти в ногу со временем. Но тут был вот какой нюанс, с которым мы сталкивались на курсах повышения квалификации учителей: педагоги «старой закалки» опасались использовать Видео-360 на своих уроках, боясь… ответственности. Сама технология им вроде бы нравилась, но пугало дорогостоящее оборудование, не хотелось отвечать за его сохранность, разбираться в сложнейших настройках и т.д. Но когда выяснялось, что технология общедоступна и элементарна в использовании, что нужен только смартфон, который сегодня есть практически у каждого ученика, и специальные очки, которые можно даже самостоятельно изготовить из картона, отношение сразу же менялось.

Ну а про ребят и говорить нечего. Ведь надевая очки виртуальной реальности, школьники не просто смотрят созданное по новой технологии видео, они как бы погружаются в него, получают ни с чем несравнимые эффекты присутствия и сопричастности. Формат универсален, подходит для любых видов занятий, и его преимущества становятся очевидны для всякого радеющего за результаты своих учеников преподавателя.

Это, действительно, очень интересно для школьника с точки зрения новизны впечатлений – путешествия, фильмы... Но каковы конкретные образовательные результаты такого контента? Насколько успешно вам удалось его интегрировать в существующие образовательные программы и усилить их?

– Это не просто дополнение к учебному процессу. Виртуальные экскурсии в режиме Видео-360 открывают огромные возможности для образовательной деятельности по учебным предметам. Во-первых, создается особая междисциплинарная образовательная среда, которая дает учащимся понимание метапредметности мира. Они воспринимают его как единое целое, а не как процесс изучения отдельных дисциплин. Во-вторых, учитель получает возможность конструировать современные уроки, способствующие эффективному и качественному достижению образовательных результатов учащимися, через погружение в объекты, обладающие одновременно исторической, природной, естественнонаучной, архитектурной и пр. образовательной ценностью как точки интеграции учебных дисциплин.

Не менее важно и то, что Видео-360 дает возможность совершать увлекательнейшие путешествия каждому ребенку. Система бесценна для детей, которых в силу различных причин приходится ограждать от воздействий внешнего мира, для некоторых категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Что же касается интегрированности виртуальных экскурсий в образовательные программы, она полная. Экскурсии и создаются именно как составные элементы уроков по различным школьным дисциплинам – физике, химии, географии и всем остальным без исключения. Сопровождаются точной информацией, а также выверенным текстом из уст диктора, ведущего, эксперта-профессионала, от которой учитель может отталкиваться для более глубокого погружения в тему.

Сегодня «Московская электронная школа» – это проект, который вобрал в себя все самое актуальное и из традиционного образования, и из сферы цифровых технологий. Именно она обеспечивает возможность москвичам учить и учиться по-новому. Какое место занял в МЭШ формат Видео-360?

– Я бы назвала «Московскую электронную школу» мегапроектом с колоссальными возможностями не только в плане совершенствования учебного процесса, но и обмена опытом между педагогами. Проектом, который, образно говоря, формирует завтрашний день российского образования. Пока – в рамках столицы, но никто не мешает перенимать этот опыт, мы всегда рады помочь. И в системе МЭШ уже сегодня можно найти десятки учебных фильмов в формате Видео-360 для подготовки к урокам и их проведения. Все они объединяются в циклы тематических путешествий, как я уже говорила, обеспечивая тем самым конвергентный подход, формирующий у ученика целостное, не ограниченное рамками одного предмета восприятие полученных знаний.

Какие новые темы вы разработали в видеоформате за последнее время? Давайте их назовем, поскольку наше издание читают в регионах – людям будет интересно.

– «Москва многоконфессиональная» – цикл из девяти экскурсий, рассказывающих о религиях, нравственных основах развития народов России. В реальности мы бы никогда всем классом не смогли посетить колокольню, где все ребята просто бы не уместились. А во время видеоурока мы стараемся снимать именно такие нюансы, где ребенок никогда не сможет оказаться в жизни, увидеть вещи, о которых говорят, но они недоступны. Если это православие – это и экскурсия в алтарь, и рассказ священника о церемонии приготовления просфор и т. д.

Еще один цикл – «Электроэнергетика Москвы» – рассказывает обо всех этапах и устройстве энергетического комплекса столицы, как осуществляется управление, вырабатывается энергия, как доходит до потребителя. Вы сможете охватить за одно путешествие несколько исторических эпох от создания первой в Москве Георгиевской электростанции до современных проектов перевода части энергетики на альтернативные источники. Вы увидите диспетчерский щит электросистемы столицы и области и даже поприсутствуете на тренировке по ликвидации условной аварии. В учебниках эти темы есть, но это маленькая конкретная схема – мертвая до тех пор, пока ты сам не постоишь на крышке ядерного реактора. Только тогда все ценности сливаются воедино.

После цикла экскурсий по экологии мы получили огромнейший запрос на экологическую тему от учителей. По их мнению, технология Видео-360 максимально оправданна для путешествий на природу. Возможности нашего города способны полноценно раскрыть биологическое разнообразие всех его проявлений и показать всю сложность экосистемы столицы и разнокачественность её компонентов. Мы могли обеспечить качественными материалами огромное количество школьных уроков и с удовольствием подхватили эту тему. Над этим путешествием работали лучшие учёные, биологи России. И это тоже стало весомым вкладом в качество ресурсов для уроков. Впрочем, аналогичный уровень у всех ресурсов МЭШ.

В наших путешествиях мы показываем Москву как город образования, мы показываем знания школьных предметов через объекты, которые есть в столице. На них можно изучать все.

Как бы ни был хорош проект, но ведь всегда есть что улучшить, подкорректировать, довести до совершенства. Учитываете ли вы отзывы, мнения педагогов в процессе работы с новой видеотехнологией?

– Безусловно. Проект находится в постоянном развитии, и для нас очень важна обратная связь с учителями. Мы регулярно проводим опросы профессионального сообщества, анализируя полученные результаты. Эти исследования позволяют выявить четкие контуры учительских ожиданий. Приятной неожиданностью стали высочайшие оценки, которые учителя поставили виртуальным экскурсиям. Более 90% всех опрошенных оценили эту работу на 10 - 9 баллов из 10-ти. Получить такое признание от преподавательского состава, который традиционно очень критически относится именно к содержательной части любых учебных материалов, дорогого стоит.

Какие еще достоинства виртуальных путешествий учителя выдвинули на первый план?

– Наглядность и зрелищность, возможность увидеть сложные процессы, невидимые человеческому глазу, с любым уровнем детализации, смоделировать любые процессы и явления. Кроме того, они выделили уникальные возможности Видео-360 по вовлечению учеников в учебный процесс и фокусировке их внимания – обучающийся всегда в центре событий и не отвлекается на внешние факторы. И, конечно же, преподаватели не обошли вниманием возможность существенного увеличения объема и насыщенности информации для максимального увеличения плотности урока.

Но один пункт я хочу выделить особо. Очень важно, что учителя отметили пользу технологии Видео-360 для развития межпредметных и конвергентных подходов к обучению. Это показатель того, что сами педагоги и руководители образовательных организаций начинают «входить» в пространство конвергентных идей. Ведь очевидно, что человек, который сам не проникся какой-то идеей, никогда не сможет донести ее до других. А значит, мы стали еще на шаг ближе к решению задачи подготовки выпускников к жизни и труду в эпоху конвергенции, в мире, где будут стираться междисциплинарные границы научного и технологического знания.

Чего ждать от проекта в ближайшем будущем?

– Конечно же, новых тематических путешествий в формате Видео-360. Кроме того, мы планируем вписывать сюжеты, созданные по новой технологии, в наши традиционные видеопродукты, которые создаются в помощь учителям. В тележурнал «Мир вокруг нас», каждый выпуск которого содержит несколько учебных сюжетов и мультфильмов, включаемых учителями в сценарии своих занятий.  В передачу «Школа современного урока», где учителя не только могут увидеть лучшие уроки своих коллег, их обсуждение экспертами, но и найти в базе «Московской электронной школы» практически полное методическое пособие по этим конкретным урокам – конспекты, задания, видео о том, как к ним готовиться. Уверена, что такая интеграция наших традиционных продуктов с технологией Видео-360 даст ощутимый эффект в деле развития столичной системы образования и в решении задач актуального повышения квалификации педагогов московских школ.

Все городские проекты идут в одном направлении и делают учителя современным жителем Москвы. И если совсем недавно что-то для учителя могло быть открытием, то сегодня он это воспринимает как часть своей работы, как дополнительный инструмент, который можно дать ученику на уроке. А мы стали еще одним инструментом в его руках.

Нами уже несколько лет создается видеоконтент, являющийся неотъемлемой частью поддержки профессионального развития педагогов, использующийся для сопровождения повышения квалификации учителей и в обучении руководителей образовательных организаций. Практическое применение современных информационных, компьютерных и медиатехнологий становится неотъемлемой частью профессионального стиля московского учителя. Так что от боязни не справиться с новыми технологиями мы наших педагогов избавляем быстро и качественно.