Array
(
    [ID] => 347
    [IBLOCK_ID] => 3
    [NAME] => LLM_DESCRIPTION
    [ACTIVE] => Y
    [SORT] => 500
    [CODE] => LLM_DESCRIPTION
    [DEFAULT_VALUE] => Array
        (
            [TYPE] => TEXT
            [TEXT] => 
        )

    [PROPERTY_TYPE] => S
    [ROW_COUNT] => 1
    [COL_COUNT] => 30
    [LIST_TYPE] => L
    [MULTIPLE] => N
    [XML_ID] => 
    [FILE_TYPE] => 
    [MULTIPLE_CNT] => 5
    [LINK_IBLOCK_ID] => 0
    [WITH_DESCRIPTION] => N
    [SEARCHABLE] => N
    [FILTRABLE] => N
    [IS_REQUIRED] => N
    [VERSION] => 2
    [USER_TYPE] => HTML
    [USER_TYPE_SETTINGS] => Array
        (
            [height] => 200
        )

    [HINT] => 
    [~NAME] => LLM_DESCRIPTION
    [~DEFAULT_VALUE] => Array
        (
            [TYPE] => TEXT
            [TEXT] => 
        )

    [VALUE_ENUM] => 
    [VALUE_XML_ID] => 
    [VALUE_SORT] => 
    [VALUE] => 
    [PROPERTY_VALUE_ID] => 35969:347
    [DESCRIPTION] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [~VALUE] => 
)
Общество

В Музей ВДНХ передали редкие кадры с Вучетичем

30 января уникальный цифровой архив Выставки — Медиатеку Музея ВДНХ — пополнил ценный экспонат: фотографии, на которых запечатлен скульптор Евгений Вучетич за работой над знаменитым горельефом «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!»

30.01.2020 14:40:14


					
В Музей ВДНХ передали редкие кадры с Вучетичем
В Музей ВДНХ передали редкие кадры с Вучетичем Фото: предоставлено ВДНХ

Чудом уцелевшие негативы передал сын Евгения Рябчикова, автора фотографий и журналиста, откликнувшись на новость о создании народной экспозиции музея.

Действие, зафиксированное на пленке, происходит в мастерской скульпторов еще до открытия горельефа в 1954 году в Главном павильоне (ныне №1 «Центральный»), в 1950-х годах. На знамени, расположенном в центре изображения, отчетливо видны четыре профиля: Ленина, Сталина, Маркса и Энгельса, но уже ко второй половине 50-х годов последние три портрета были стерты.

На фотографиях можно увидеть, как идет процесс формовки: со скульптур, исполненных в мягком материале, снимают гипсовые формы, из которых затем делают гипсовые отливки финальных скульптур. Также по фотографиям видно, что горельеф отличается по высоте от финальной работы: обрезано здание главного корпуса МГУ, нет воздушного пространства в верхней части горельефа. Кроме того, в центре композиции, на первом плане, отсутствуют фигуры рабочего и колхозницы, державшие в руках до 1960-х годов советский герб, который позже был заменен младенцем, разместившимся на плече рабочего.

Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» — одно из самых выдающихся и масштабных произведений Вучетича: на площади 90 квадратных метров изображено более 1,5 тыс. человек. До 2014 года знаменитый горельеф считался утраченным, пока в ходе ремонтных работ его не обнаружили, а затем бережно отреставрировали, и уже в марте 2016 года Мэр Москвы Сергей Собянин открыл его после двухлетних работ по восстановлению. Теперь же у всех гостей Выставки есть возможность не только увидеть известную скульптурную композицию, но и посмотреть на самого творца — Евгения Вучетича.

Процесс работы над горельефом заснял Евгений Рябчиков, журналист, работавший в таких изданиях, как «Комсомольская правда», «Огонек», «Литературная газета», «Правда» и других; автор сценариев и закадровых текстов к первым фильмам об освоении космоса («Первый рейс к звездам» (1961), «Звездный путь» (1963), «Дневник космонавта» (1965) и другие).

Его сын, Борис Рябчиков, передал эти кадры в дар Музею ВДНХ, когда услышал о проекте «Народная экспозиция» — приеме в дар предметов, имеющих отношение к истории Выставки. Съемка выполнена в рамках журналистского задания, но, по словам дарителя, пленка так и не вышла в печать. В музее переданные негативы оцифровали, и теперь для всех желающих они доступны в Медиатеке — уникальном оцифрованном архиве Выставки, где собраны редкие снимки, документы, чертежи первых павильонов и другая раритетная фотохроника.

Пополнить фонд народной экспозиции памятным предметом, историческим документом или редким артефактом может любой желающий, отправив письмо на электронный адрес museum@vdnh.ru с фотографиями и кратким описанием возможного экспоната. А для тех, кому удобнее принести его в музей лично, была разработана специальная форма, которую можно заполнить на месте.