В Музей ВДНХ передали редкие кадры с Вучетичем
30 января уникальный цифровой архив Выставки — Медиатеку Музея ВДНХ — пополнил ценный экспонат: фотографии, на которых запечатлен скульптор Евгений Вучетич за работой над знаменитым горельефом «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!»
30.01.2020 14:40:14
Чудом уцелевшие негативы передал сын Евгения Рябчикова, автора фотографий и журналиста, откликнувшись на новость о создании народной экспозиции музея.
Действие, зафиксированное на пленке, происходит в мастерской скульпторов еще до открытия горельефа в 1954 году в Главном павильоне (ныне №1 «Центральный»), в 1950-х годах. На знамени, расположенном в центре изображения, отчетливо видны четыре профиля: Ленина, Сталина, Маркса и Энгельса, но уже ко второй половине 50-х годов последние три портрета были стерты.
На фотографиях можно увидеть, как идет процесс формовки: со скульптур, исполненных в мягком материале, снимают гипсовые формы, из которых затем делают гипсовые отливки финальных скульптур. Также по фотографиям видно, что горельеф отличается по высоте от финальной работы: обрезано здание главного корпуса МГУ, нет воздушного пространства в верхней части горельефа. Кроме того, в центре композиции, на первом плане, отсутствуют фигуры рабочего и колхозницы, державшие в руках до 1960-х годов советский герб, который позже был заменен младенцем, разместившимся на плече рабочего.
Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» — одно из самых выдающихся и масштабных произведений Вучетича: на площади 90 квадратных метров изображено более 1,5 тыс. человек. До 2014 года знаменитый горельеф считался утраченным, пока в ходе ремонтных работ его не обнаружили, а затем бережно отреставрировали, и уже в марте 2016 года Мэр Москвы Сергей Собянин открыл его после двухлетних работ по восстановлению. Теперь же у всех гостей Выставки есть возможность не только увидеть известную скульптурную композицию, но и посмотреть на самого творца — Евгения Вучетича.
Процесс работы над горельефом заснял Евгений Рябчиков, журналист, работавший в таких изданиях, как «Комсомольская правда», «Огонек», «Литературная газета», «Правда» и других; автор сценариев и закадровых текстов к первым фильмам об освоении космоса («Первый рейс к звездам» (1961), «Звездный путь» (1963), «Дневник космонавта» (1965) и другие).
Его сын, Борис Рябчиков, передал эти кадры в дар Музею ВДНХ, когда услышал о проекте «Народная экспозиция» — приеме в дар предметов, имеющих отношение к истории Выставки. Съемка выполнена в рамках журналистского задания, но, по словам дарителя, пленка так и не вышла в печать. В музее переданные негативы оцифровали, и теперь для всех желающих они доступны в Медиатеке — уникальном оцифрованном архиве Выставки, где собраны редкие снимки, документы, чертежи первых павильонов и другая раритетная фотохроника.
Пополнить фонд народной экспозиции памятным предметом, историческим документом или редким артефактом может любой желающий, отправив письмо на электронный адрес museum@vdnh.ru с фотографиями и кратким описанием возможного экспоната. А для тех, кому удобнее принести его в музей лично, была разработана специальная форма, которую можно заполнить на месте.