Общество

В Астраханской области прошла стажировочная сессия для госпитальных педагогов

26-27 апреля 2021 года в Астраханской области прошла первая региональная стажировочная сессия «Проектирование и внедрение образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений»

28.04.2021 09:38:37

ФОТОРЕПОРТАЖ

Два дня опытные педагоги из Москвы делились лучшими образовательными практиками по работе с детьми, находящимися на длительном лечении | Фото: Мария Ракова

Напомним, госпитальная педагогика зародилась в начале XX века, тогда сестры милосердия проводили занятия с детьми, чтобы скоротать их досуг. Это стало первой ступенью в становлении госпитальной педагогики.

Сегодня, спустя годы, стало очевидно, что функция госпитального педагога выходит за рамки академических результатов школьников, получающих образование в стационаре. Госпитальный педагог - это профессионал, который делает жизнь детей лучше, помогает справиться с тяжёлым недугом и нащупать точки опоры, которые помогут ребёнку вернуться к полноценной, насыщенной событиями жизни.

Минувший год показал всем нам, что даже в обычной школе важно иметь образовательные инструменты, которые помогут учащемуся в период изоляции не утратить коммуникацию с внешним миром. Госпитальным педагогам, работавшим в период пандемии, было ещё сложнее: дети, находящиеся на длительном лечении, оказались в двойной изоляции. Оберегая пациентов с ослабленным иммунитетом, врачи в первую очередь руководствовались здоровьесбережением, а госпитальные педагоги помогали детям в этот непростой период поддерживать связь с внешним миром, искать новые социальные и коммуникативные активности. Ну, и, конечно, не опускать руки, а идти к своей мечте.

Госпитальная школа в Астрахани не стала исключением - ее педагоги справились с вызовом 2020 года, продолжая давать знания ученикам. Эта школа имеет свою долголетнюю историю. Базовая площадка госпитальной школы расположена в отдельном здании - здесь находится туберкулезная больница, где дети проходят лечение от 2 до 12 месяцев. Это одно из направлений госпитальной педагогики, которое включает средняя общеобразовательная школа №4 Астраханской области. В зависимости от статуса заболевания, ребята посещают полноценную школу при больнице. Второе направление – работа с детьми, находящимися на длительном лечении в психиатрическом стационаре, ребята находятся здесь больше года. Третье направление - онкогематология, где в стационаре пациенты проводят 8-9 месяцев.

Всем этим группам детей с различными нозологическими заболеваниями помогают получать образование и находить смысл жизни 64 педагогических сотрудника во главе с директором школы Натальей Александровой. В 2019 году Наталья Александровна вышла на руководство госпитальной школы проекта «УчимЗнаем» и совместно с проектным офисом был сделан апгрейд уже имеющейся госпитальной школы. Такое всестороннее сотрудничество  помогает внедрять лучшие образовательные практики и педагогические инструменты для обучения детей в регионе.

Именно в рамках взаимодействия между флагманской школой проекта «УчимЗнаем» и регионами прошла стажировочная сессия, основной задачей которой является профессиональный диалог между учителями флагманской площадки и педагогами на местах. Два дня опытные педагоги из Москвы делились лучшими образовательными практиками по работе с детьми, находящимися на длительном лечении, на двух площадках: ГБОУЗ АО «Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой» и ГКОУ Астраханской области «Средняя общеобразовательная школа № 4». В стажировочной сессии приняло участие порядка ста госпитальных педагогов.

Такие встречи позволяют обмениваться знаниями с коллегами, обсуждать насущные вопросы. Образовательные инструменты не стоят на месте, и только совместная работа всей госпитальной службы дает тот необходимый результат, который применяется в работе инновационных площадок госпитальных школ России проекта «УчимЗнаем». 

Одним из таких образовательных ресурсов стал проект «Картинная галерея в больнице». Дети в стационаре изолированы, имеют дефицит впечатлений, видят одни и те же стены, у них не развивается сенсорная сфера. Госпитальные педагоги проекта «УчимЗнаем» совместно с галерей традиционного современного российского искусства «МастАРТ» привезли в Астрахань экспозицию из тематически подобранных репродукций, чтобы показать госпитальным педагогам, как организовать квест по развитию читательской визуальной грамотности. Эта образовательная активность нашла отклик как среди учителей, так и среди детей.  

В рамках волонтерских инициатив в стажировочной сессии приняла участие команда  «Фудсовета». Сооснователь проекта Денис Симикин провел мастер-класс для педагогов и презентовал игру, помогающую развивать предпринимательские навыки. Важно отметить, что эти настольные и электронные игры  разработаны на двух языках, поэтому помогают детям не только усвоить азы предпринимательства, но и в игровой форме заниматься языковой практикой.

«Парадигма госпитального образования за последние десятилетия сильно изменилась. Миссия госпитального педагога – максимально наполнить каждый день ребенка, находящегося на длительном лечении, эмоциями и шагами, ведущими к развитию и восстановлению. Они помогут ему справиться не только с освоением школьных знаний, но и с болезнью. Поэтому очень важно, чтоб и сами педагоги, тьюторы, госпитальные психологи не находились в замкнутом пространстве, а постоянно подзаряжали свои батарейки новыми эмоциями, которыми будут делиться с нашими детьми», – отметил руководитель проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», почетный работник общего образования Российской Федерации, профессор Сергей Шариков.

Во второй день пребывания в Астрахани Сергей Шариков выступил перед студентами Астраханского государственного университета. Он обратил внимание на основные направления госпитальной педагогики и рассказал, что залогом счастливой жизни детей является и качественное лечение, и качественное образование, и социальная поддержка. Сергей Шариков зарядил всех собравшихся в зале, а по горящим глазам было видно: часть студентов уже хотят связать свою жизнь с госпитальной педагогикой. 


ДРУГИЕ СТАТЬИ ИЗ РУБРИКИ Общество