Общество

Связь особой важности: Как работает секретная служба доставки

В этом году Спецсвязь отмечает 85-летний юбилей. Это служба, без которой невозможно представить работу госструктур и банков, оборонных предприятий и избирательных комиссий

09.11.2024 13:55:50

Array
(
    [0] => Array
        (
            [BIG] => /upload/resize_cache/iblock/2f1/730_487_2/hz4pmks8tx90qpfuqk712h2hdoenaxfu.jpg
            [THUMB] => /upload/resize_cache/iblock/2f1/72_72_1/hz4pmks8tx90qpfuqk712h2hdoenaxfu.jpg
            [CAPTION] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [BIG] => /upload/resize_cache/iblock/e88/730_487_2/3i4zvnva4i886ayqbfdk3gnnz1b50wyc.jpg
            [THUMB] => /upload/resize_cache/iblock/e88/72_72_1/3i4zvnva4i886ayqbfdk3gnnz1b50wyc.jpg
            [CAPTION] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [BIG] => /upload/resize_cache/iblock/1ec/730_487_2/uw9d2pg99jwk7qdw8txsd4d3jy2xge2v.jpg
            [THUMB] => /upload/resize_cache/iblock/1ec/72_72_1/uw9d2pg99jwk7qdw8txsd4d3jy2xge2v.jpg
            [CAPTION] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [BIG] => /upload/resize_cache/iblock/525/730_487_2/p1q596lp40p04m77k6mwgt4fkq42x37c.jpg
            [THUMB] => /upload/resize_cache/iblock/525/72_72_1/p1q596lp40p04m77k6mwgt4fkq42x37c.jpg
            [CAPTION] => 
        )

    [4] => Array
        (
            [BIG] => /upload/resize_cache/iblock/a79/730_487_2/3sq2ly5qih5lpwhmazn063ssnzk6ql53.jpg
            [THUMB] => /upload/resize_cache/iblock/a79/72_72_1/3sq2ly5qih5lpwhmazn063ssnzk6ql53.jpg
            [CAPTION] => 
        )

)

ФОТОРЕПОРТАЖ

О том, как сегодня доставляются секретные документы и ценные грузы, рассказывает начальник филиала ФГУП ГЦСС - Главное управление специальной связи по г. Москве и Московской области Виктор Тамбовцев.

МИССИЯ И ЗАДАЧИ 

- Виктор Васильевич, далеко не все знают, чем занимается Спецсвязь. Расскажите об этом

- Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи», или Спецсвязь является организацией специальной почтовой связи. В соответствии с законодательством Российской Федерации она осуществляет прием, перевозку и доставку сведений и предметов, относящихся к государственной тайне, драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, денежных знаков Российской Федерации и иностранной валюты, оружия, патронов к нему, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов. Кроме того, Спецсвязь занимается перевозкой и доставкой продукции военного назначения, вооружения и военной техники, взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, защищенной от подделок полиграфической продукции.

Отмечу также, что Спецсвязь оказывает и иные услуги, определенные уставом предприятия. Речь прежде всего идет об оказании услуг почтовой связи (экспресс-доставки), перевозке корреспонденции избирательных комиссий при проведении выборов и референдумов в Российской Федерации, мобилизационной корреспонденции, перевозке опасных грузов и грузов повышенной опасности, перевозка и хранение грузов, имеющих высокую оценочную стоимость, художественных и культурных ценностей. Занимаемся мы и обслуживанием банкоматов, платежных терминалов и других программно-технических средств.

- Как обеспечивается безопасность при перевозке секретных и опасных грузов?

- Все особые грузы доставляются под охраной сотрудников, прошедших специальную подготовку. Сопровождающие вооружены боевым ручным стрелковым оружием и допущены к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

Что касается самих грузов, то для каждой категории используется свой специально оборудованный автотранспорт, а количество сотрудников, выделяемых для перевозки и охраны, зависит от важности и ценности грузов.

Отмечу, что, помимо этого, на все автомобили Спецсвязи в обязательном порядке устанавливаются дополнительные запорные устройства. Ими оборудованы задние распашные двери фургонов. Кабина водителя оснащена светозвуковой сигнализацией, свидетельствующей об открытии задних дверей фургонов, а установленное бортовое навигационное оборудование передает информацию о местонахождении машины Спецсвязи. Следует также упомянуть и о разработанных и введенных в эксплуатацию таких систем обеспечения безопасности, как автоматическое пожаротушение, видеонаблюдение, системы бесключевого доступа в салон (грузовой отсек) и бесключевой запуск двигателя.

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

- Чем отличается организация перевозок по России и за ее пределы? Например, в недружественные страны?

- Действительно, спецсвязь осуществляет перевозку секретных и коммерческих грузов как по территории России, так и за ее пределы. В настоящее время в рамках Межправительственного соглашения о сотрудничестве в межгосударственном обмене отправлениями специальной связи перевозки осуществляются в Азербайджан, Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан.

Специальные отправления, пересылаемые по каналам Спецсвязи между государствами-участниками соглашения, являются неприкосновенными и не подлежат вскрытию или задержанию, а сотрудники на территории государства пребывания обладают правом ношения табельного оружия и не подлежат аресту или задержанию.

Кроме того, Спецсвязь привлекает международных партнеров для оказания клиентам полного спектра услуг в рамках экспортно-импортных перевозок банкнот, драгметаллов, ценных бумаг и ювелирных изделий. Причем речь идет о целом комплексе данного вида услуг – начиная от приема, обработки груза в международных аэропортах до таможенного оформления и заканчивая его доставкой на территорию иностранного агента.

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

- В этом году служба отмечает 85 лет с момента создания. Расскажите об истории образования Спецсвязи и о том, как она менялась за эти годы.

- История Службы специальной связи уходит корнями в 18 век. Возникла она не на пустом месте и, конечно же, имеет своих предшественников.

Прообразом нынешней службы была военно-полевая курьерская служба, создание которой законодательно закрепилось при Петре I в 1716 году в «Артикуле воинском». Служба была предназначена для доставки императорских указов и манифестов, донесений с мест, а также обслуживания действующей армии.

Позднее, в 1796 году, Павел I, проведя реорганизацию, учредил фельдъегерский корпус как самостоятельное специальное подразделение, которое предназначалось для несения службы связи и выполнения специальных поручений императора. Первоначально корпус состоял из 14 человек, но уже к середине XIX века в нем насчитывалось 100 офицеров и фельдъегерей.

В обязанности фельдъегерей входила доставка важных бумаг и депеш по всей Российской империи и за границу, а также сопровождение во время путешествий императора и иностранных гостей, дежурство при некоторых высокопоставленных особах. Комплектовался корпус из чинов гвардии. Непременным условием поступления в корпус было знание иностранных языков. Поскольку основными показателями работы фельдъегерей считались скорость доставки и сохранность вверенных документов, девизом фельдъегерского корпуса стали слова: «Промедлить – значит, потерять честь!».

Помимо основных задач фельдъегерям доверялось выполнение самых ответственных и секретных поручений, в том числе перевозку больших сумм денег, доставку трофейных знамен, ключей от взятых городов.

Так, фельдъегерь И.В. Лацынский сопровождал бывшего императора французов Наполеона в ссылку на остров Эльбу, о чем потом были извещены все царствующие дома Европы.

В царствование императора Николая I на фельдъегерский корпус было возложено сопровождение особо опасных преступников к месту их заключения. В 1826 году фельдъегеря этапировали осужденных декабристов, позже петрашевцев. Сопровождали они в ссылку также известного писателя Ф.М. Достоевского.

В 1834 году именным указом фельдъегерский корпус был наделен исключительным правом «езды с колокольчиками» в городах и на главных магистральных дорогах.

Просуществовав более 120 лет, фельдъегерский корпус был упразднен, а на его основе в 1918 году, после Октябрьской революции, приказом наркома по военным делам Л.Д. Троцкого создали Службу внешней связи Всероссийского Главного штаба Красной Армии. К ее работе были привлечены многие опытные офицеры и фельдъегери корпуса.

С окончанием Гражданской войны и сокращением армии потребовалось, с одной стороны, упростить службу фельдсвязи, с другой – расширить ее функции, чтобы охватить обслуживанием все государственные, партийные и общественные учреждения и предприятия. Специальная комиссия СНК СССР в 1922 году рекомендовала расформировать Корпус фельдсвязи и создать отдел фельдъегерской связи ОГПУ-НКВД со своими органами на местах, на который были возложены задачи по доставке секретных документов партийных и советских органов, транспортировку продукции золотодобывающей промышленности и других государственных ценностей, обслуживание Госбанка СССР в центре и на местах, инкассацию денежных средств и т.д.

Штатная численность отдела в разное время достигала порядка 21 тысячи сотрудников. Однако в результате такого масштабного преобразования фельдсвязь стала постепенно терять свое основное предназначение – доставка особо важной военной и правительственной корреспонденции. Случались сбои и в обеспечении сохранности отправлений. По этой причине концу 30-х годов остро встал вопрос о реорганизации.

И к 1 августа 1939 года в соответствии с постановлением совнаркома СССР «О реорганизации фельдъегерской связи НКВД СССР» был проведен ряд мероприятий, необходимых для повышения эффективности работы. Так, решено сократить численность фельдъегерской связи НКВД СССР до 2000 человек и закрепить за ней задачу по доставке секретной и совершенно секретной корреспонденции ЦК ВКП(б), СНК СССР, Президиума Верховного Совета СССР, Наркомата Обороны, Наркомвоенморфлота и НКВД СССР от Москвы до республиканских, краевых и областных центров и обратно. Кроме того, инкассацию торговой выручки и перевозка ценностей Госбанка возложили на Госбанк.

На Народный Комиссариат Связи возложена задача по доставке от всех ведомств секретной и совершенно секретной корреспонденции и драгоценных металлов от центра до районов и обратно. Для реализации этой задачи в системе Наркомата связи специальным постановлением Совнаркома и была организована служба специальной связи.

Таким образом, днем образования Спецсвязи считается 1 августа 1939 года. К слову, в 1940 году численность личного состава составляла 15,9 тыс. человек (в 1954 г. – 17,7 тыс. человек).

Ныне действующее наименование - «Главный центр специальной связи» - было закреплено за предприятием в 1988 году с передачей ему оперативного руководства деятельностью всех предприятий Спецсвязи страны.

 СПЕЦСВЯЗЬ В ГОДЫ ВОЙНЫ

 - Как работала Спецсвязь во время Великой Отечественной войны?

- С первых дней войны многие тысячи спецсвязистов-мужчин добровольно ушли на фронт. Вся тяжесть несения службы в условиях военного времени легла на оставшихся работников, как правило, женщин и мужчин, которые по разным причинам не годились для боевых действий.

Известным лозунгом «Все для фронта, все для победы» руководствовались в своей работе сотрудники службы в период Великой Отечественной войны. Количество маршрутов и объем отправлений в этот период резко увеличились за счет образования новых воинских частей. В короткий срок из опасных зон были эвакуированы предприятия Спецсвязи, их имущество и неврученная корреспонденция. При невозможности эвакуации спецкорреспонденция уничтожалась.

Подчеркну, что именно на Спецсвязь была возложена крайне ответственная задача по обслуживанию ставки Верховного Главнокомандующего, а также всех штабов фронтов и отдельных армий. По сути, Спецсвязь стала одним из главных каналов управления войсками.

Вылеты на самолетах, в том числе через линию фронта в тыл врага, поездки на автомобилях по прифронтовой зоне, постоянная связь с блокадным Ленинградом, доставка секретной корреспонденции в любую точку страны – вот чем занимались спецсвязисты того грозного времени. И выполнение каждого поручения требовало не только высочайшего профессионализма и высокой бдительности, но и мужества.

Задачи особой важности были возложены на спецсвязистов и в победные майские дни 1945 года. По указанию наркома связи подразделению Спецсвязи в Берлине было поручено обслуживать военную миссию СССР.

Выполняя свой служебный долг по сохранности корреспонденции и доставке ее по назначению, спецсвязисты времен войны сознательно шли на любые испытания и часто погибали героями. Без людей этой не громкой, но героической профессии не было бы и Великой Победы, потому что в их руках было сильнейшее оружие – секретная информация, от которой зависел исход сражений, а значит, и наша победа. Фельдъегеря и экспедиторы, руководители подразделений и обычные водители – все они выполняли миссию носителей секретов Великой Отечественной войны.

 - Как же переплетаются вехи истории нашего государства с историей развития Спецсвязи…

- Совершенно верно! При этом какие бы испытания ни постигали страну, какой бы ни была эпоха - Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства, освоение целины, эра освоения космоса, застой и перестройка, создание нового государства - спецсвязисты всегда четко выполняли стоящие перед ними задачи.

Сейчас мы живем в других политических, экономических и социальных реалиях, и уже Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» продолжает традиции, заложенные и преумноженные не одним поколением спецсвязистов.

И сегодня Спецсвязь – это в первую очередь предприятие, которое является частью сил и средств, обеспечивающих безопасность и обороноспособность нашей страны.

Являясь лидером на рынке России, предоставляет безопасную и стабильную доставку специальной корреспонденции и опасных грузов, денежной наличности, наркотических средств, психотропных веществ, драгоценных металлов и предметов искусства. Но и этим перечень не ограничивается, он включает в себя и многое другое, в том числе материалы при проведении выборов Президента России, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и заканчивая доставкой материалов для проведения ЕГЭ в школах.

 - Весной этого года в Музее Гаража особого назначения проходила выставка «Маршруты особой важности. К 85-летию Спецсвязи». Расскажите об экспозиции. Чем она была примечательна?

- Такая выставка была организована впервые в истории Спецсвязи. Представленная экспозиция позволила посетителям наглядно ознакомиться с наиболее значимыми вехами истории становления и развития Службы специальной связи, начиная с Петровских времен и до настоящего времени.

Особенностью этой выставки явилось то, что развитие Службы специальной связи было представлено через коллекцию ретро-автомобилей: начиная с ГАЗ-415, ГАЗ-М1 «эмка», ГАЗ-А, используемых Спецсвязью в прошлом, и до современных транспортных средств. Посетители выставки имели возможность посмотреть исторический фильм о Спецсвязи, а также ознакомиться с архивными документами, фотоматериалами и образцами форменной одежды спецсвязистов разных исторических периодов.    

 СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ

 - Интересной кажется тема перевозки документации и бланков для голосования на выборах в Москве и Московской области. Это очень большой объем работы. Как она организуется на практике? Случались ли попытки сорвать вашу работу?

- Перевозка корреспонденции избирательных комиссий при проведении выборов и референдумов в Российской Федерации для Спецсвязи является одной из наиболее значимых уставных задач. На протяжении всей своей многолетней истории Спецсвязь в обязательном порядке привлекалась к организации перевозок выборной корреспонденции для всех выборных кампаний государственного уровня.

Так, в 2024 году в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Спецсвязь выполнила одну из важнейших государственных задач, осуществив оперативную доставку и гарантированную сохранность избирательной документации, связанной с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации. В двухнедельный срок более 100 тонн избирательной документации и иных отправлений, изготовленных в типографиях Москвы и Перми, были приняты и доставлены во все административные центры субъектов Российской Федерации с использованием авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта.  

 ЛЮДИ П ПРОФЕССИЯ

 - Работа сотрудника Спецсвязи сродни инкассаторской. Насколько велики риски? По какому принципу производится отбор претендентов во фельдъегерский состав и как готовите его сотрудников?

- Безусловно, в работе фельдъегерей существует определенный риск, что требует от них постоянной готовности к возможному отражению нападения злоумышленников. Например, в 2017 году при выполнении служебного задания на сотрудников Главного управления специальной связи по г. Москве и Московской области было совершено вооруженное нападение. Действуя смело и решительно, они оказали активное сопротивление нападавшим. В результате один из налетчиков был ликвидирован, другой ранен. К сожалению, и наш сотрудник получил пулевые ранения. За образцовое выполнение служебного долга, сопряженного с риском для жизни и здоровья, а также за личное мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебных обязанностей, он был награжден орденом Мужества, другие члены экипажа получили благодарность Президента Российской Федерации и благодарность от Федерального агентства связи.  

 СПЕЦИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ

 - Транспортные средства для перевозки ценных и опасных грузов наверняка требуют особой подготовки. Расскажите, как это делается.

- Условно весь автопарк Спецсвязи разделен на два больших сегмента: техника в специальном исполнении (то есть бронированная, предназначенная для перевозки опасных грузов, обеспечивающая специальный температурный режим и т.д.) и обычная.

Так, по заказу Спецсвязи оборудование автотранспорта под перевозку опасных грузов осуществляется в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и соответствует классам ЕХII и ЕХIII. Изготовление бронированного автотранспорта предусматривает капсульное стальное бронирование внутреннего пространства и бронеостекление. Помимо этого, такая машина имеет бойницы и бронезащиту моторного щита, аккумулятора и топливного бака.

 - Как осуществляется перевозка ценных предметов искусства, чтобы они не пострадали при транспортировке?

- Для перевозки ценных предметов искусства используются автофургоны, обеспечивающие определенный температурный режим. Все предметы культурной ценности требуют определенной упаковки. Исходя из этих требований, заказывается особая упаковочная тара. При погрузке ящики размещаются по ходу движения и закрепляются неподвижно. В процессе доставки фельдъегеря через установленные промежутки времени проводят визуальный осмотр целостности упаковки и надежности крепления, а также убеждаются в обеспечении необходимого температурного режима.

 УСЛУГИ ДЛЯ ВСЕХ

 - Насколько мне известно, вы работаете и с физическими лицами. Расскажите об этой работе. Кто может к вам обратиться и каков перечень услуг?

- В интересах физических лиц Спецсвязь осуществляет быструю и надежную экспресс-доставку отправлений по городам России и в страны зарубежья, в том числе и дальнего.

У нас есть собственная, весьма широкая филиальная сеть, которая позволяет обслуживать более 2500 городов нашей страны.

Основной объем отправлений доставляется за 1-3 дня по всей России. К отправке от физических лиц принимаются практические все виды вложений (документы, памятные монеты, ценные бумаги, ювелирные изделия и т.д.) за исключением, конечно же, запрещенных в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» к пересылке.

Клиенты могут заказать услугу любым удобным способом (по телефону, электронной почте или через Личный кабинет).

- Еще свежи в памяти ограничения, действовавшие в период пандемии. Как работала Спецсвязь в тех условиях? Как вообще осуществляется бесперебойная работа службы в чрезвычайных ситуациях?

 - Особенностью работы нашего предприятия, позволяющей удовлетворять требования заказчиков по срокам сбора и доставки грузов, является постоянный и непрерывный цикл нашей работы – 24/7.  

 Во времена пандемии деятельность Спецсвязи не приостанавливалась и не ограничивалась органами исполнительной власти. И несмотря на переход наших клиентов на новые условия работы, Спецсвязь не прекращала выполнение задач государственной важности. В целях недопущения распространения инфекции среди сотрудников и представителей клиентов работа велась с соблюдением всех необходимых профилактических мер, направленных на снижение рисков распространения коронавирусной инфекции.

Были разработаны специальные временные графики и маршруты, позволявшие обеспечить бесперебойную деятельность предприятия, не потеряв при этом своих главных качеств: надежность, скорость и сохранность доставки. За них нас и ценят наши партнеры.

УНИКАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ

  - Наверняка в вашей практики были интересные и в чем-то уникальные случаи. Например, перевозка мумии мамонтенка Любы, частей военно-транспортного самолета Ан-12, кубка Гагарина, шапки Мономаха и пр.

  - Спецсвязь часто организует перевозки самых сложных грузов: с нестандартными габаритами или требующих особого бережного отношения при транспортировке, например по причине его хрупкости, высокой научной или культурно-исторической ценности.

  Из самых неординарных случаев организации сложной нестандартной перевозки за последние годы вспоминается заказ на перевозку завода по изготовлению бетона из Московской области во Владивосток.

А в 2024 году в течение нескольких месяцев в рамках Крестного хода Спецсвязь обеспечивала перевозку и сопровождение по 100 городам России одной из самых почитаемых святынь Русской православной церкви – Казанской иконы Божией Матери.

Стоит ли говорить, что каждой такой перевозке предшествует серьезная подготовка, индивидуально определяются и обеспечиваются особые условия транспортировки, необходимые для обеспечения сохранности груза.

- Что вы пожелаете коллегам в юбилейный год?

- В этом году Спецсвязь отмечает свою 85-ю годовщину. На протяжении всех этих лет предприятие ведет успешную деятельность по доставке специальной корреспонденции и грузов. Солидный возраст, серьезный подход к делу и крупные государственные заказчики отличают Спецсвязь от других компаний.

От лица филиала ФГУП ГЦСС – Главного управления специальной связи по г. Москве и Московской области – поздравляю коллег с праздником! Желаю новых свершений и реализации самых смелых планов, крепкого здоровья, сил, оптимизма, мира и благополучия!

Мария Ракова, фото филиал ФГУП ГЦСС - Главное управление специальной связи по г. Москве и Московской области 

ДРУГИЕ СТАТЬИ ИЗ РУБРИКИ Общество