Общество

Сфера культуры в год пандемии

В России обсудили ситуацию в культурных индустриях и запреты концертов и спектаклей в период ограничений

10.12.2020 10:44:26

Сфера культуры в год пандемии
Сфера культуры в год пандемии Фото: А. Ломохов

Трехтомное интерактивное исследование «Культура и культурные индустрии в РФ – 2020» было представлено информационным агентством InterMedia  на представительном круглом столе на площадке медиацентра «Российской газеты». В центре внимания были животрепещущие темы. Участники обсуждали сферу культуры в год пандемии, говорили об ущербе наиболее пострадавших индустрий, связанных с этим финансовых, творческих и общественных проблемах.

В чём отличия «креативных индустрий» от «культурных индустрий»?

Станут ли «креативные индустрии» «новой нефтью» и почему этого не произойдет без доработки законодательства?

Вот что говорит инициатор исследования, главный редактор InterMedia Евгений Сафронов:

- Шестой выпуск исследования «Культура и культурные индустрии в РФ» мы представляем в тяжелейшие для цивилизации и культуры дни пандемии. Во всем мире рушатся целые культурные отрасли, разваливаются бизнес-модели, творцы и менеджеры оказываются в буквальном смысле на улице. Но именно поэтому мы считаем, что сейчас особенно важно объективное изучение реалий культурной отрасли – без этого не удастся сохранить базис, структуры, и самое главное – людей для восстановления после пандемии. 

Прогноз ущерба нерадостен – зрелищные, досуговые и другие офлайн-сегменты в предпринимательской части по итогам года сократятся в среднем в 2,5 раза, а наиболее пострадавшие – зрелищные мероприятия – по итогам года упадут на 60–70%.

Докладчик обратил внимание на неточности, связанные с терминами «Креативные индустрии» (Creative Industries) и «Культурные индустрии» (Cultural Industries):

– Даже в развитых странах нет консенсуса. Во многих странах между ними ставят знак равенства, а иногда считают, что культурные индустрии являются частью «креативных», отсюда – разночтения в статистике – иногда на порядки, в зависимости от задач. В РФ в последнее время уделяют немало внимания «креативным индустриям» – на их развитие уже затрачено немало средств, но описания и критериев до сих пор нет – необходимо официальное определения с учетом национальных традиций и задач.

Евгений Сафронов напомнил о том, что в последние десятилетия во всем мире наблюдаются тектонические сдвиги в массовых культурных индустриях: постоянно сокращается количество проданных билетов в кинотеатры, обрушились показатели и в индустрии звукозаписи – и всё это на фоне постоянного роста потребления фильмов и музыки. 

Ведущий эксперт InterMedia Павел Соломатин подчеркнул, что основная часть доходов сферы культуры России, как и во всем мире, все последние годы формируется в сфере информационно-коммуникационных технологий:

– Значительные доли также у аудиовизуального контента (кино, эфирное телевидение и др.), а также у архитектуры и туризма. Самый большой рост показал сегмент легальных сервисов аудио – по данным IFPI и InterMedia, с 2018 по 2019 г. он вырос на 83,3%, достигнув 5,5 млрд руб. Легальные видеосервисы тоже быстро растут – на 65,7%. Сегмент уже достиг 41,2 млрд руб. Сокращаются доходы от продажи физических носителей, рекламы в печатных СМИ и на ТВ.

В исследовании впервые опубликован топ-300 крупнейших организаций, работающих в российской сфере культуры. Возглавляют рейтинг многопрофильные холдинги, в том числе ИКТ-компании и финансовые организации. Рейтинг подтвердил, что в культуре России бюджетное финансирование продолжает оставаться значимым – 61% организаций из списка являются бюджетными. Участие государственных и особенно местных бюджетов приоритетно в таких сегментах, как музейное, библиотечное и театральное дело, дома и дворцы культуры, образование.

Заместитель главного редактора InterMedia Наталия Галиулова прогнозирует доходы в сфере культуры на 2020 год в размере чуть более 3 трлн рублей (-11% к 2019), что вроде бы немного:

– Если разобраться детальнее – налицо коллапс предпринимательских сегментов в некоторых системообразующих отраслях – в первую очередь, в зрелищных мероприятиях, кинопрокате, туризме, печатных медиа. При этом отрасли, работающие в цифровой среде, продолжают рост – среди них информационно-коммуникационные технологии, легальные аудио- и видео-сервисы, платное ТВ. Продолжили увеличивать обороты, конечно же, и пиратские ресурсы. 

Рассказывая о втором томе исследования – «Законодательство» – спикеры заявили о запутанном, противоречивом и устаревшем законодательстве, приведя множество примеров, например – действующие до сих пор акты Совнаркома 1927 г. "Особенно болезненной как для организаторов, так и для творцов, была и остается правовая неопределенность в период пандемии. Совершенствование законов – абсолютная необходимость для культурных индустрий, без этого выровнять ситуацию практически невозможно", – уверены спикеры.

Советник Федерации интеллектуальной собственности Екатерина Семенова представила исследование о роли нематериальных активов в экономике Российский Федерации. Было отмечено отставание России по этому показателю от развитых стран, а также недоработки в законодательстве, препятствующие прогрессу в этом направлении.

Исполнительный директор Ассоциации концертных, театральных и билетных организаторов Владимир Зубицкий сообщил, что концертная индустрия сейчас работает примерно на 5%. Спикер предпочитает официальное закрытие отрасли (с выплатой соответствующих компенсаций) постоянной чехарде с отменами, ограничениями и запретами. 10 млн билетов на отмененные концерты сейчас на руках у зрителей, а перенесенные на 2021 год концерты с таким же успехом могут переместиться и на 2022-й.

Генеральный директор Гильдии продюсеров России Анна Егорова сообщила, что «доля кинотеатральных показов в доходах кинопроизводителей – самая большая, поэтому после введения ограничений производители киноконтента понесли большие финансовые потери, как и владельцы кинотеатров. При этом съемки многих кинопроектов были остановлены или отменены».