Роман Голубев: Инклюзия — это не только для глухих, но и для слышащих
Она помогает понять особенности и потребности таких людей
05.11.2025 17:20:19
Мы пообщались с режиссером и музыкантом Романом Голубевым, обсудив в разговоре важность инклюзии, а также его уникальное шоу «ФЛЕШДЕНС».
Вы прежде всего режиссёр, но сейчас также занимаетесь музыкой. Расскажите подробнее о вашем уникальном формате концертов «ФЛЕШДЕНС», который объединяет весь ваш творческий опыт воедино. Как родился проект?
Моя деятельность как музыканта и артиста развивается из моего опыта. Начинал в Комсомольске-на-Амуре (2011–2013), организуя мероприятия и создавая интерактивные флешмобы, например с миньонами, что привело к идее «флеш дэнс». Со временем я работал в электронном стиле, сотрудничал с коллегами и создал авторский материал для взаимодействия с публикой. В 2018 году выпустил мини-альбом, основанный на выступлениях, чтобы сделать шоу более личным и гибким.
Мой подход — учитывать аудиторию: создавать динамичные шоу, которые можно адаптировать под разные города и мероприятия. Перед выступлениями я договариваюсь с местными коллективами, вовлекая их в процесс, выбираю нейтральный реквизит и создаю визуальные материалы для усиления атмосферы. Такой формат превращает зрителей в активных участников и помогает формировать уникальную, актуальную атмосферу. Например, для Москвы есть песня «Мы, Москва», отражающая локальную идентичность. Вдохновляюсь опытом в небольших городах, где создавали свои сценарии и использовали элементы визуальных эффектов. Постоянно ищу новые формы, чтобы преодолевать ограничения и создавать объединяющие постановки.
Ваш музыкальный проект отличается своей энергетикой и вовлечением зрителей. Чем обусловлен такой выбор формата выступления?
Мои музыкальные композиции возникали в рамках шоу, что отражается в их особенности. Вдохновлялся электроникой 90-х — Scooter, Prodigy, Fatboy Slim, с которыми я вырос и под которые танцевал в ночных клубах.
Шоу «ФЛЕШДЕНС» можно считать уникальным форматом выступления, не имеющим аналогов в мире, так как композиции создаются специально под него. Например, треки «Мы легенда», «Включи звезду, включи себя» и «Друг мой, я с тобой» предназначены для взаимодействия с аудиторией и флагового полотна, создавая эффектное зрелище.
Первичное восприятие музыки до шоу бывает нестандартным, так как это музыка для конкретного выступления. Но после шоу слушать её становится проще и приятнее благодаря сильным эмоциям и эффекту «вау». Как отмечали мои коллеги, работавшие на юбилее Артемия Лебедева, было очень весело даже с репетиций.
Что значит для вас связь с аудиторией, и как вы её поддерживаете?
Я заметил, что мой продукт действительно объединяет людей, вдохновляет и дает положительные векторные утверждения, помогая лучше воспринимать себя, особенно тем, кому не хватает уверенности и поддержки. Даже случайные зрители отмечают, что мои выступления заряжают энергией и помогают почувствовать себя сильнее, часто возвращаются на мои концерты и в соцсети. Моя аудитория — люди 35+ из Владивостока и Благовещенска, которые чувствуют мою музыку и находят в ней отражение себя. Выступления помогают им преодолевать эмоциональные сложности, подтверждать свои силы и объединяться через музыку. Я играю разные стили — диско, евросаунд, хардстайл, рок — чтобы было интересно и каждому что-то близко. Использую ремиксы классики, например «Катюшу», чтобы передать ценности и вызвать отклик у разных слушателей. Всё это создает диалог, помогает понять друг друга и укрепляет патриотизм и любовь к Родине через современную и понятную музыку.
На выставке «Цифровые технологии Москвы» ваш трек «Мы – Москва!» звучал на всех площадках. Участники из разных городов России ежедневно делали под него зарядку. Получилась своего рода история единства. Вы именно такой посыл вкладывали в трек?
«Мы, Москва» — о Москве, её жителях и приезжих, о том, как энергией и живостью наполняем город счастьем. Основа — песня Магомаева «Лучший город Земли», с упоминанием знаковых мест и фразой «Город начинается не с Кремля, а с твоего двора». Она показывает, что город — часть нас и наших ценностей. Я считаю, что за пределами Москвы её лучше не исполнять, ведь она особенно мощная и искренняя именно в Москве, где звучит наиболее уместно.
Планируются ли продолжения или эксперименты с темой «Москва» в будущем? Может быть, появится песня «Мы – Санкт-Петербург» или «Мы – Россия»?
Фраза «Мы — Москва» и песня показывают, что я как артист могу создавать уникальные выступления для конкретных городов. Москва стала первой точкой, где мы интегрировали местные темы в шоу. Есть идея и текст для «Мы — Дагестан», основанный на лезгинке и коллаборации с местным коллективом, а также планы на «Мы — Благовещенск», чтобы подчеркнуть символы и историю города. Это позволяет разрабатывать персонализированные программы и укреплять связь с регионами.
Я черпаю вдохновение из внимания к деталям, актуальных новостей и истории. Общение с разными людьми помогает создавать искренний контент, отражающий реальные жизни. Например, переработал старую песню «Жги, клубная жара» в «Нация Жги», посвященную патриотизму. В ближайших планах — создание гимна для болельщиков «Наш спорт».
У проекта «ФЛЕШДЕНС» есть также инклюзивная версия. Объединить молодёжь – глухих и говорящих – это действительно сложная задача, тем более на больших мероприятиях. Как вам это удаётся? Расскажите об этом опыте.
Я занимаюсь инклюзивным флеш-дэнсом — уже реализованным проектом в Москве и на Дальнем Востоке, с участием людей с особенностями слуха. В команде есть опытный переводчик жестового языка Лидия Соболевская, которая с 2019 года участвует в постановках и помогает полностью погрузить аудиторию в энергию шоу.
В 2019 году мы впервые подали заявку на грант, но финансирования не получили, и всё делается своими силами. Мы провели тур по пяти дальневосточным городам, особенно запомнился Владивосток: на День Тигра мы создали эффект полной тишины, попросив зрителей выключить звук на 20 секунд, отключили свет и использовали реквизит, чтобы усилить эмоции. Вместе со мной на сцене выступали люди с особенностями слуха, что помогло донести, что инклюзия — для всех — слышащих и глухих. Это способствует взаимопониманию, разрушает стереотипы и объединяет людей. Мы верим в силу искусства и инклюзивных инициатив.
Новый трек «Электробатя» вы запремьерили в День отца. И в текст вы как будто вложили дополнительный визуальный ряд – слушаешь и представляешь, как на кассетниках слушали хиты 80-90-х. Режиссура помогает и в написании текстов для треков?
«Электробатя» — обо мне и тех, кто чувствует себя так же. В ней отражены воспоминания о 90-х: ночные клубы, белые перчатки из военторга и неоновые разводы. Это ностальгия и послание о сохранении юности и духа, несмотря на взросление и ответственность.
Клип создан с учетом режиссуры, чтобы передать атмосферу и настроение, ведь современное восприятие — визуальное. В композиции есть отсылки к брейк-культуре конца 90-х и 98 году, сотрудничество с брейк-командами из Комсомольска. Песня передает поколенческий вайб и ценности, с фразой «С батей будь до конца», подчеркивая важность семьи и принадлежности к чему-то большему. Весёлая, яркая, с юмором и нотками детства, она выпущена к Дню отца и вдохновлена группой Neon Strangers «Electro Voodoo» 2005 года, переосмысленной как «про бать».










