Общество

Решительность и целеустремленность: зачем ребенку развивать лидерские качества

Развитие лидерских навыков у детей имеет огромное значение для их будущего успеха и самореализации. Но можно ли стать лидером? Или им нужно только родиться?

18.04.2024 15:45:01

Решительность и целеустремленность: зачем ребенку развивать лидерские качества
Решительность и целеустремленность: зачем ребенку развивать лидерские качества Фото: vk.com/moysemeyniycentr

Подробнее об этом рассказала специалист семейного центра «Ориентир» Анна Гращенкова.

Все дети разные. Однако, трудно найти родителя, которому не хотелось бы, чтобы его ребенок в будущем стал успешным, нашел свое место, обрел уверенность в своих силах, умел ставить перед собой цели и добиваться их. Лидерские качества очень помогают в жизни. Такие ребята, как правило, умеют постоять за себя, значительно реже подвергаются буллингу или попадают в плохую компанию.

Но быть лидером и быть счастливым — разные понятия. Здесь важно отделить родительские амбиции и нереализованные планы от личности самого ребенка. В первую очередь, важно развивать те качества, которые помогут чувствовать себя уверенно и комфортно в разных ситуациях.

Самостоятельность

Решительность, уверенность, целеустремленность, умение вести за собой окружающих — качества настоящего лидера. Все это напрямую связано с самостоятельностью.

Адекватно проявлять лидерские качества невозможно без навыков самостоятельности, т.е. умения позаботиться сначала о себе. Но то, что кажется очевидным нам, взрослым, может быть не совсем понятно детям. Поэтому, заботиться о себе, своем быте, безопасности, комфорте тоже нужно учиться.

«Обучать ребенка самостоятельности лучше всего с простых бытовых действий. Например, наводить и поддерживать порядок в комнате. Следующим шагом может стать самостоятельное посещение продуктового магазина, планирование финансов, выстраивание отношений с разными людьми», — отметила Анна Гращенкова.

Важно понимать, что ребенок не может стать самостоятельным сразу. Для этого нужно время и систематичность. С каждым днем, с новыми действиями и умениями растет и самостоятельность.

Личные границы

Личные границы — это некая метафорическая черта, которая отделяет человека от внешнего мира. Личные границы нужны, чтобы чувствовать себя комфортно, не зависеть от мнения других, отстаивать свои интересы.

Слабые границы не способны выдержать давления со стороны окружающих, а слишком жесткие не дают полноценно взаимодействовать с миром и людьми в нем. Поэтому важно, чтобы границы были гибкими, но прочными.

«Один из действенных способов научить выстраивать конструктивные личные границы — это с уважением относиться к ребёнку. Срабатывает не то, что мы говорим, а то, что делаем. Наш мозг часто имитирует наблюдаемое действие — «примеряет» его на себя. Поэтому поведение родителя в отношении ребёнка, определяет его поведение в отношении окружающих», — рассказала специалист.

Адекватная самооценка

Порой для того, чтобы «подстегнуть» ребенка к проявлению лидерских качеств, родители искусственно завышают его самооценку. Подбадривать, когда это уместно, нормально. Например, ребёнок сделал все, что от него зависело, чтобы сдать экзамен, но не достиг максимального результата. И тогда родитель его поддерживает словами: «Ты все равно молодец!».

А вот прививать ребенку мысль о его личной исключительности опасно. Такая позиция родителей дает горькие плоды. Взрослея с убеждением, что «ты самый лучший», дети не способны конкурировать. Более того, так рождается безнаказанность, ведь «Я — исключительный, а, значит, мне можно…». Другое проявление завышенной самооценки: такие дети искренне удивляются, когда окружающие не оценивают их так же высоко, как они к тому привыкли дома.

Есть и другая крайность, когда родители слишком критичны к ребенку, указывая ему на недостатки. Например, они могут акцентировать внимание на робости в надежде, что это сделает его смелее: «Другие порасторопнее будут, а ты все в стороне стоишь…»

«В процессе формирования самооценки важно, чтобы она была не завышенная или заниженная, а адекватная. Это значит, что родители показывают ребенку, что у него хорошо получается, а что объективно нужно улучшить. Тогда ребенок учится критично оценивать себя, свои способности и поступки», — добавила Анна Гращенкова.

Страх неудачи

Чтобы какое-либо качество развивалось, его нужно сначала показать, а потом закреплять. Например, у ребенка есть хорошие задатки, чтобы стать лидером, но, потерпев неудачу, появляется страх вновь заявить о себе.

Страх неудачи напрямую связан со степенью самостоятельности. Когда ребенок учится делать что-то сам, он пробует, и совершенно нормально, если не все попытки будут удачными. Так, овладевая навыками самостоятельности, меняется и отношение ребенка к неудачам. Он видит в них неотъемлемую часть опыта. Ведь не ошибаясь невозможно научиться. Иными словами, неудача показывает, что нужно попробовать по-другому. Более того, неудача учит быть сильнее, настойчивее, пробовать вновь, когда не получилось, отстаивать свое мнение.

Лидерские качества — это следствие того, насколько ребенок чувствует себя комфортно и уверенно в разных ситуациях, самостоятельно принимает решения, за которые будет готов нести ответственность, отстаивает и аргументирует свое мнение, не боится пробовать еще раз, если что-то не получается сразу, с уважением относится к себе и окружающим.

Стать увереннее в себе и развить лидерские способности ребята могут в подростковых клубах семейных центров. Здесь специалисты организуют психологические тренинги и занятия, деловые игры и командные соревнования, которые помогают детям поверить в себя, научиться выстраивать общение с окружающими и добиваться целей.

                                                                               *****

Для поддержки московских семей работают 19 городских организаций помощи родителям с детьми: 16 семейных центров, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».

Специалисты проводят тренинги и занятия, индивидуальные и семейные психологические консультации, оказывают правовую помощь семьям. Кроме того, действует служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.