Общество

Петр Лундстрем: Искусство должно быть с народом

В эти дни в столице Забайкальского края проходит II Фестиваль Олега Лундстрема. БМ24.РФ удалось побывать на открытии этого праздника души. Напомним, идейным вдохновителем и художественным руководителем фестиваля является потомок знаменитого джазмена

27.09.2023 15:29:35

Петр Лундстрем: Искусство должно быть с народом
Петр Лундстрем: Искусство должно быть с народом Фото: Мария Ракова

О джазе и взглядах на важные моменты современных реалий - в интервью с российским музыкантом, лауреатом международных конкурсов и патриотом Петром Лундстремом.

О фестивале

- Сталкивались ли Вы с тем, что джаз называют непатриотичной музыкой?

Была поговорка: «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст…». Когда в 1947 году в СССР приехали музыканты из Шанхая, это был шок! Невероятная музыка, которой не было в Советском Союзе. Но когда в 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б) о борьбе с космополитизмом, джаз был по факту запрещен, никто из них не кричал про «кровавую советскую власть», которая «задушила свободное творчество». Нет, они все просто пошли работать. Олег Леонидович Лундстрем был концертмейстером вторых скрипок Казанского театра оперы и балета. Никто из них не был антисоветчиком. И это при том, что отец Олега и Игоря Лундстремов был репрессирован как «японский шпион». Олег Лундстрем как раз и смог показать, что джаз может быть патриотическим искусством. Он говорил: «Я хочу послужить Родине в своем лучшем качестве». И он действительно ей служил.

Наш фестиваль не джазовый, я бы сказал, что это фестиваль искусств вообще. Мы не замыкаемся на джазе, хотя будем развивать и это направление тоже.

- Существует общероссийский кинофестиваль «Зеркало» с привязкой к Ивановской земле. Может быть, имеет смысл собрать по России «бриллианты» и сюда привезти?

К нам приезжают многие, начиная от австралийской певицы, заканчивая ансамблем им. Александрова. «Общероссийским» в том смысле, чтобы все регионы участвовали, наш фестиваль быть не может: у нас 89 регионов. Это фестиваль с международной программой, но именно Забайкальского края, его «визитная карточка». У Олега Леонидовича была крылатая фраза: «Я горжусь, что я читинец». Другое дело, что мы можем расширять географию. Например, через выездной концерт Забайкальского фестиваля Олега Лундстрема в большом зале Московской консерватории – как своего рода алаверды тем людям, которые прилетали в Забайкальский край. Не хочется сглазить, но есть планы о расширении сотрудничества с Китаем, в том числе онаших концертах в Китае.

О детях

- Сейчас время перемен. Меняются и подходы к воспитанию детей. С какого возраста их надо приучать к музыке, к джазу? Надо ли заставлять ребенка заниматься музыкой?

Конечно, меня в детстве заставляли заниматься музыкой. Профессиональное музыкальное образование, также как хореография, фигурное катание – это профессии, которым либо ты учишься с самого детства, либо не сможешь в них состояться. Конечно, бывают уникумы. Олег Лундстрем говорил, что узнал, где находится нота «до» в 12 лет, но это исключение. А как в 6 лет человек может осознанно принять решение, что он каждый день будет заниматься музыкой? Надо не заставлять, а приучать детей к  занятиям музыкой. Нам нужно вкладываться во всех смыслах в классическое образование.

- А как можно заставить ребенка заниматься музыкой? Как это с Вами было в пять лет?

Есть специальные профессиональные методики занятий с детьми. Ставят руки, учат играть на струнах. А я в детстве был ленивый, часто сбегал, чтобы играть в футбол. Главное - смотреть на склонности ребенка, есть ли у него вообще тяга к музыке. Нередко вырастают люди, которые ее ненавидят, потому что в детстве их заставляли. То есть изначально ребенку в целом должно нравиться, например, петь или играть на музыкальном инструменте. Когда малыш хочет на завтрак есть не кашу, а конфеты, мы не идем у него на поводу. Так и здесь. Если он сегодня он хочет заниматься, завтра не хочет, потом опять хочет, надо приучать его к дисциплине, как в школе.

- Связаны ли музыкальные способности с генетикой?

Я недостаточно компетентен, чтобы ответить, как гены влияют на передачу музыкальных способностей. Конечно, какая-то связь есть. У меня пять сестер родных. Старшая тоже пианистка, а младшие не стали профессионально заниматься музыкой, хотя способности у них хорошие.

Талант сопряжен с ответственностью - некоторые вещи даются намного легче, чем сверстникам, и есть риск, что ребенок перестанет стараться. Чем больше у тебя талант, тем больше ты должен вкалывать. Например, дано одинаковое задание. Один за неделю его сделает, а другой за день. И вот шесть оставшихся дней – это не время отдыха, а время для роста, движения вперед.

Отец мне говорил, что если бы у него были мои способности, он «оттолкнулся бы и перевернул земную ось», он умел работать по-настоящему. У меня это менее развито, чем у отца, хотя и стараюсь.

О патриотизме

- Бывали случаи, когда фамилия Вам мешала?

Такое нередко происходит. Например, моей жене в одном фестивальном проекте сказали: «ты супруга Лундстрема». В этой среде ко мне относятся предубежденно, потому что я поддерживаю «кровавый российский режим». У нас в стране больше двадцати лет реально существовала негласная либеральная цензура. Например, до недавнего времени было так: съездил на Донбасс человек и стал «нерукопожатным». Сейчас что-то изменилось, но далеко не все. У нас все ресурсные посты в культуре реально остались в руках тех же людей.

Специальная военная операция породила тектонические сдвиги. То, что Чубайс покинет страну, еще недавно казалось фантастикой. Надеюсь, что за ним исчезнут и остальные его последователи. Но пока не наблюдается такого счастья для русского народа. Яркий пример - Вера Полозкова, смеявшаяся над покушением на Захара Прилепина. Страшно то, что многие их считают «творческой элитой» Российской Федерации.

- С какого возраста нужно воспитывать в детях патриотизм? Как не вызвать отторжения у ребенка?

Нужно, с одной стороны, быть очень аккуратными. С другой, не надо патриотизма стесняться, как нас пытались приучить в 1990-е. Посмотрите на Америку: какой там культ армии, культ флага. Солдаты - это для них святое: они защитники национальных интересов США, неважно, где они воевали. Флаги у них везде развешаны.

Что касается детей, в воспитании работает только то, что сопровождается собственным примером воспитателя. Ребенок все чувствует, это всего касается. Патриотизм – это любовь к Родине. Как можно не любить родную землю, как можно не любить мать? Хотя есть те, кто и от матери своей отказываются, но не они должны быть примером. Очень большую роль играет не только семья, но и школа. К сожалению, среди преподавателей сейчас немало русофобов.

- Какой вклад с вашей стороны в этом вопросе?

Мы планируем ехать в Донбасс, будет продолжение нашего фестиваля «Донбасский экспресс». Едем туда заниматься с педагогами. Нужно бороться не с надуманными вещами, например, сленгом - я могу разговаривать свободно и на сленге, и на русском литературном языке. И бороться надо не запретами, а разъяснением. Мне, например, категорически не нравится празднование Хэллоуина. Но запрещать его – как алкоголь запретить. Надо не запрещать, а чтобы государственные и муниципальные организации сами не пропагандировали подобные «праздники», не организовывали их.

- Когда Вы поняли, что музыка - это Ваше?

Мне, наверное, года четыре было, когда отец держал скрипку, а я проводил смычком по струнам и знал, что буду скрипачом. У меня не было совершенно никаких терзаний, кем стать. Отец до сих пор на меня влияет. Дед у меня пианист, мать пианистка, сестра пианистка. А отец скрипач, и я стал скрипачом.

О Москве

- Какие у Вас есть творческие планы и проекты, связанные с Москвой?

«Донбасский экспресс» прошлого года прошел в Подмосковье, а в следующем году проведем его в Москве. Идет активная концертная деятельность - в Московской консерватории, в других замечательных местах. Мы работаем над тем, чтобы получить какую-то базу в столице. У нас есть офис, маленький концертный зальчик, студия, но хотелось бы это расширить.

- Москва - лучший город земли?

Не буду сравнивать Москву ни с Шанхаем и Сингапуром, где я не жил, ни с Мадридом, ни с Барселоной, Миланом, Римом, Швейцарией, Пекином. Мне нравится Китай, но я не со всем там согласен, особенно что касается электронных экспериментов, социальных рейтингов и т.д. На каждом шагу камеры с распознаванием лиц – это то, что я не приемлю. Очень люблю Испанию, особенно ее север, запад, где еще в барах стоят настоящие «старые» испанцы, где можно позавтракать тортильей и хамоном… А что такое теперь Мадрид? Столица ЛГБТ, также как Милан, Рим, Париж. С моей точки зрения, они потеряли свою самобытность, стали отвратительно одинаковыми.

А вот Москва во многом сохранила свою самобытность. Я придаю огромное значение эстетике, мне кажется, она влияет на все сферы нашей жизни. И вот выходишь на метро Полянка - там стоят невероятно красивые постройки 17-18 вв. Поворачиваешься направо - стоит огромное уродливое здание 1970-х годов. Мне кажется, что это была диверсия внутри Советского Союза – такие архитектурные решения.

В Москве быстрый ритм жизни, но я от него не устаю, потому что как раз и привык так жить.


ДРУГИЕ СТАТЬИ ИЗ РУБРИКИ Общество