Общество

Паблик-арт художник Марина Звягинцева создала гигантский кроссворд

Современное искусство объединило 1900 сотрудников большого завода в Твери. В арт-объекте представлены главные ценности производственного предприятия

05.12.2022 16:08:14

Паблик-арт художник Марина Звягинцева создала гигантский кроссворд
Паблик-арт художник Марина Звягинцева создала гигантский кроссворд Фото: ДКС-press

В Твери в Технопарке ДКС представили совместный проект художника Марины Звягинцевой, одной из основоположников паблик-арта в России. Трехэтажная инсталляция-кроссворд в стиле авангард появилась внутри здания академии ДКС. Новая работа Марины Звягинцевой называется «Лестница вверх».

Двенадцать пересеченных слов, символизирующих ценности компании, стали редким для России примером сотрудничества бизнеса с художником, решающим корпоративные задачи.

В процесс разработки Марина Звягинцева вовлекла сотрудников компании. При содействии HR-департамента сотрудники предлагали слова, символизирующие ценности предприятия. В результате в инсталляцию вошло 12 слов: лидер, чемпион, команда, креативность, решимость, вершина, совершенство, честь, безупречность, честность, надежность, стабильность. 

 «Как представитель направлений site-specific art и паблик-арт, я работаю с тем пространством и людьми, рядом с которыми нахожусь. Поэтому у нас получилась не просто конструкция из деталей, сделанных на заводе, а история про этих людей и про этот завод. Инсталляция рассказывает им о них самих», ― поделилась Марина Звягинцева.

Найденная форма (кроссворд) легко считывается широкой аудиторией. Работа «Лестница вверх» объединила две идеи. Первая ― о красоте деталей. Вторая ― идея пересечения слов и смыслов. 

Тренд на привлечение художников для решения задач бизнеса активно развивается за границей уже около десяти лет. В России он только зарождается, хотя позволяет успешно решать маркетинговые задачи.

Интересен не только формат взаимодействия с заказчиком, компанией и ее людьми, но также канал и форма донесения информации ― произведение современного искусства вместо традиционных брошюр и плакатов, кроссворд ― вместо прямого сообщения.

Вес конструкции - более 225 кг. Она представляет собой металлические лестничные лотки «L5 Combitech», кастомизированые под задачи проекта. Сложные инженерные конструкции художнику напоминают детский конструктор, из которого можно составить что угодно. Масштабные проекты требуют понятных материалов без излишней детализации, с одной стороны ― функциональных, и несущих необходимый смысл ― с другой стороны. 

Подвесная металлическая конструкция размером 8 метров в высоту и 4 метра в ширину крепится у основания крыши здания и спускается до первого этажа, до уровня глаз человека. Инсталляция выполнена в корпоративных красно-белых цветах.

«Было непросто создать двустороннюю цельную конструкцию, занимающую три этажа. При этом на каждом этаже внутри здания «Академии ДКС» инсталляция должна выглядеть как законченное произведение, а снаружи сотрудники и партнеры ДКС могут видеть ее как единую историю. Здесь мне нужно было решать концептуальные, художественные и технические вопросы одновременно», ― делится Марина Звягинцева.  

Марина Звягинцева начала заниматься паблик-артом в 2009 году и за это время реализовала более 50 паблик-арт объектов и инсталляций. Общий метраж ее персональных проектов — более 58 000 м², а кураторские проекты занимают более 106 000 м². В паблик-арте Марина стремится перепрограммировать пространство, переключить эмоции людей, зацепить неподготовленного зрителя и перевести его на более высокий уровень восприятия реальности.

Паблик-арт работы можно увидеть во дворах «Высшей школы экономики» в Хитровском переулке и ЦТИ «Фабрика», на фасаде и внутри здания Морозовской детской больницы, на территории ИЦ «Сколково», на подземной парковке парка «Зарядье», а также на фасадах: школы Казарновского «Класс-центр» в Москве, Публичной библиотеки города Норильска и Тульского историко-архитектурного музея. 

Первый проект с целью трансляции ценностей бренда через арт-инсталляцию был сделан для Центра творческих индустрий «Фабрика». На территории известного арт-кластера появилась site specific работа «Карта памяти». Арт-объект не только транслирует ценности арт-кластера, но и является навигацией по сложному постиндустриальному пространству «Фабрики». Слова для микросхемы-матрицы, как и в случае с ДКС, подбирали самостоятельно сотрудники центра.

Еще один проект с вовлечением зрителей ― «Вместе» ― Марина Звягинцева сделала во время локдауна  в поселке Григорчиково. Художница предложила жителям расписать от одного до трех пазлов и соединила их на заборе длиной сорок метров в единое панно. Таким образом, инсталляция на общественном заборе объединила жителей, не нарушая правил самоизоляции. 

Марина Звягинцева - победительница фестиваля нового дизайна «Среда-2021», финалистка Ro Plastic Prize 2022. С паблик-арт программой «Спальный район» Звягинцева номинировалась на премию Кандинского, вошла в лонг-лист премии «Курёхина» и шорт-лист конкурса «Инновация». Инсталляция «Карта памяти» вошла в лонг-лист премии HEADLINER, паблик-арт проект ARTерия ― в лонг-лист премии «Курёхина». 

Художница является амбассадором Института бизнеса и дизайна (B&D) направления «Архитектурная среда и дизайн».