Общество

От сапера-разведчика до «Генералиссимуса понтонных переправ»

Это рассказ о героическом и трудном пути Юрия Николаевича Глазунова, прошедшего Великую Отечественную войну 1941-1945 гг от Сталинграда до Берлина сапером-разведчиком штурмового отряда, первым из советских офицеров с саперами вошедшим для разминирования в рейхканцеляцию и кабинет Гитлера

13.04.2020 14:09:03

ФОТОРЕПОРТАЖ

Юрий Николаевич Глазунов | Фото: из архива автора публикации
Юрий Николаевич Глазунов (справа), Владимир Смирнов (в центре), сын Андрей Глазунов (слева) | Фото: из архива автора публикации
Монтаж сцены на понтонах в ЦПКиО (Москва), 1980 г. | Фото: из архива автора публикации

По окончании войны он много сделал для повышения инженерно-технического уровня военных соединений нашей Родины.

Юрий Николаевич Глазунов родился 19 июля 1914 года в городе Борисоглебске Воронежской губернии.Его отец, Николай Васильевич Глазунов, участник Первой Мировой и Гражданской войн, был начальником отдела Главного инженерного управления Министерства обороны СССР.

Остановимся на воспоминаниях Юрия Николаевича Глазунова о тех военных днях, которые были записаны и сняты на кинокамеру моим внуком Володей Смирновым. В дальнейшем рассказы о событиях тех военных дней легли в основу короткометражного фильма «Победоносное разминирование Рейх-канцелярии Глазуновым Ю.Н.». Автор этого фильма Владимир Александрович Смирнов впоследствии на торжественном заседании в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, посвященном 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., был награжден за этот фильм Российским Союзом ветеранов дипломом лауреата.

В мае 1942 года Ю.Н. Глазунов окончил курс командного факультета Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева (ВИА), в июле — спецкурсы Генерального штаба Министерства Обороны СССР.В июле 1942 года он был направлен командиром рекогносцировочной группы, военным инженером 3-го ранга под Сталинград, где и принял первый бой под станцией Клецкая, участвовал в освобождении Северного Кавказа и Кубани, от Гудермеса (21.01.1943) до северо-восточных окраин Новороссийска — Неберджаевки (27.04–22.05.1943), выполняя задачи по разминированию и сооружению переправ.

Затем был направлен на Ленинградский фронт начальником штаба 62-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона, летом 1943 года участвовал в операциях по расширению коридора прорыва блокады Ленинграда южнее Ладожского озера.Летом 1943 г. в самых напряженных боях за всю Великую Отечественную войну мы продвинулись, казалось бы, «только» на 200–250 метров. Но очистили от фашистов весь гребень Мгинских высот, лишив их визуального наблюдения за самым узким — всего 8 км — местом коридора. Снабжение Ленинграда пошло полным ходом!

         19 июля 1943 года в бою недалеко от поселка Мга он был контужен. После полевого госпиталя упросил врачей медсанбата не отправлять его на месяц в Ташкент для лечения, а вернуть в 13-ю инженерно-саперную бригаду.

С марта по конец 1944 года на Карельском фронте — начальник разведки 13-й штурмовой Киркенесской инженерно-саперной бригады (ШКСБр), затем участвовал в обороне Заполярья. Занимался разминированием, прокладывал дороги и сооружал переправы.

         На 2-м Белорусском фронте Ю.Н. Глазунов участвовал в освобождении северной части Польши.

Особенно ожесточенные сражения развернулись на Зееловских высотах и в городе-крепости Кенигсберге.

Разминируя дороги, оборудуя переправы через густую сеть каналов в пойме Одера и форсируя широкий Одер, дошли до Штеттина.

Окончание войны Ю.Н. Глазунов встретил в г. Штеттине начальником разведки 13-й Киркенесской Инженерно-саперной штурмовой бригады в составе 2-го Белорусского фронта.

         После завершения войны через три месяца Ю.Н.Глазунов в составе Инженерно-штурмовой бригады участвовал в разгроме японской Квантунской армии.

В 1946 году после возвращения в Москву майора Глазунова, имеющего боевой опыт форсирования водных переправ, вскоре назначают начальником лаборатории и научным руководителем работ по разработке нового понтонного парка в ЦНИИ инженерных войск им. Д.М.Карбышева в Московской области. Работая в этом институте Ю.Н.Глазунов разработал принципиально новую конструкцию понтонно-мостовой переправы.

Традиционно при форсировании рек использовали большое количество отдельных понтонов, которые на воде соединяли друг с другом для превращения их в переправу, по которой с одного берега реки на другой могли перемещаться машины, танки, боевая техника, люди. На водной поверхности в боевых условиях два отдельных понтона, постоянно качающихся на волнах, соединить друг с другом было невероятно трудно. А сбросить на воду один понтон необходимой ширины было невозможно, т.к. ширина железнодорожных и автомобильных дорог не позволяла транспортировать конструкции достаточной ширины.

Разработанная Ю.Н.Глазуновым конструкция понтонно-мостового парка (ПМП) основана на базовом элементе – звене складного понтона. При падении с автомашины на воду, составляющие его четыре элемента, соединенные между собой шарнирно, раскладываются под действием силы тяжести и торсионов. Такое звено иногда зовут «гармошкой» или «аккордеоном».

А толчком к этому решению, как рассказал его сын – Андрей Юрьевич Глазунов: «..папа сидел в гостях за столом и автоматически складывал в гармошку бумажную салфетку. Ставил ее ребрами на стол, и она раскрывалась-распрямлялась под действием сил упругости материала. Он опять ее сжимал, потом отпускал, и она опять раскрывалась. В дальнейшем эта идея и легла в основу конструктивного решения понтонно-мостового парко-строения ПМП».

За прошедшее время от схемы бумажной гармошки из салфетки в войсковых саперных частях было налажено серийное изготовление ПМП. Более совершенного конструктивного решения в понтонном мостовом паркостроении еще не было.

Парк нового поколения - понтонно-мостовой парк в 1960 году в СССР был принят на вооружение Советской армии. Его разработчики, и в первую очередь, Ю.Н.Глазунов, были удостоены высокой наградой Родины – Ленинской премией. По общему признанию ее лауреатов А.А.Фадеева, Н.А.Дычко, А.А.Конова и В.А.Асеева решающую роль в достигнутых успехах сыграл Юрий Николаевич Глазунов.

Как и в былые времена, так и в условиях современных маневренных войн, водные преграды всегда остаются водными преградами. В выигрыше оказывается та армия, которая умеет быстро и без потерь преодолевать их, оперативно перемещая в нужное место и время живую силу и технику.

70–80-е годы стали тем периодом, когда весь мир признал «Русский понтон». Более совершенного сооружения в понтонном мостовом паркостроении человечеством еще не было создано. Принципиальное его решение принимали на вооружение армии всех стран Варшавского договора. Даже американцы приняли на вооружение парк типа российского ПМП, но с худшими характеристиками в 1972 году, а в Германии это произошло четыре года спустя. В дальнейшем по этой схеме пошли во Франции и в Англии, но «по-своему», с неизбежным ухудшением характеристик.

Из-за служебных недоразумений и излишней закрытости разработки международный патент на ПМП не оформлялся. Юрий Николаевич Глазунов говорил, что при обращении с ходатайством о получении международного патента на техническое решение ПМП был получен отказ, мотивированный тем, что военной технике патент не нужен. В результате патент на принципиальное решение ПМП оформили США, там не только наладили производство аналога ПМП — Ribbonbridge (RB) и его модификацию ImprovedRibbonBridge (IRB), но поставили эти парки ряду стран, а в ФРГ наряду с парком была продана и лицензия на его производство.

В 1990 годах на одном из учений стран НАТО присутствовал начальник инженерных войск генерал-полковник Владимир Кузнецов. Во время наводки моста из американского комплекта Ribbonbridge главнокомандующий войсками НАТО в Европе «похвалился» Кузнецову «своим» понтонным парком. Однако Кузнецов заметил, что парк-то советский и его автор Юрий Николаевич Глазунов — его подчиненный. Американский генерал усомнился в услышанном и сказал, что наведет справки. На следующий день он принес свои извинения, признав, что американские специалисты, мягко говоря, заимствовали свой парк у русских.

Конструкция Ю.Н. Глазунова Понтонно-Мостовой Парк применялся не только для переправы армейской механизированной техники, но и использовался как артистическая сцена на водном пространстве. Так в Москве с 28 июня по 4 августа 1985 года проходил Всемирный фестиваль студентов и молодежи. В Парке культуры и отдыха имени М. Горького на Голицынских прудах из элементов конструкции понтонов была установлена сцена с изображением на заднем плане образа лебедя с раскрытыми крыльями. Главный балетмейстером Большого театра Ю.Н. Григоровичем на ней поставлен балет «Лебединое озеро».

Консультантом при разработке этой оригинальной инженерно-технической конструкции являлся Юрий Николаевич Глазунов.

Полученный опыт по строительству мостов и переправ в экстремальных условиях Юрий Николаевич передавал не только слушателям военной академии, но и студентам строительных вузов, в том числе МИСИ-МГСУ.

Все эти годы Юрий Николаевич Глазунов не прерывал связь с альма-матер – кафедрой «Деревянных конструкций и пластмасс» МИСИ-МГСУ. На заседания диссертационного совета он всегда приходил в военной форме, в обычные дни – в штатской одежде. Хотя все отмечали, что военная выправка и волевые черты лица выдавали в нем военного человека. В настоящее время на кафедре среди выдающихся ученых кафедры находится портрет Ю.Н.Глазунова.

Юрий Николаевич Глазунов в соавторстве с А.В.Акатьевым, С.Е.Поповым и В.И.Волотко подготовили и издали книгу «Технономика». Она рассматривает процессы мышления человека, направленные на выбор оптимальных решений, и разработку сложных систем в условиях высокой неопределенности. Она позволяет практически решить конкретные проблемы, задачи-вопросы в различных областях деятельности человека. Например, остановимся на разделе «Иррациональные методы управления процессом мышления». Мозговой штурм или мозговая атака – этот метод М.И.Кутузов применил на военном совете в Филях в 1812 году. Под давлением превосходящих сил французов русская армия вынуждена была отойти к Москве. Возле западной окраины Москвы в селе Фили Главнокомандующий армией М.И. Кутузов созвал военный совет, на котором просил генералов вносить любые предложения (так и сказал «с ходу») по обороне Первопрестольной. Среди других предложений один из генералов, набравших храбрости, предложил вообще не оборонять Москву и оставить ее без боя. М.И. Кутузов услышал рокот возмущений, но в итоге принял именно такое неожиданное решение. Оно было крайне тяжелым, горьким для русского человека. Но М.И. Кутузов, взвесив обстановку, докладывал государю, что потеря такой «святыни как Москва- это все-таки потеря одного города, а потеря армии – это потеря всей России».

Юрий Николаевич Глазунов был талантливым ученым, блестящим инженером-конструктором, обладающим уникальным опытом возведения переправ и форсирования водных рубежей в условиях боевых действий. Он считал, что в условиях маневренных войн в выигрыше оказывается та армия, которая умеет быстро и без потерь преодолевать водные преграды. Как истинные ученые, всегда отстаивал свои позиции, проявляя самоотверженность и принципиальность. Научно-инженерная деятельность Юрия Николаевича Глазунова была высоко оценена в стране. Он был профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, Заслуженный изобретатель СССР.

         Коллеги по работе считали Ю.Н.Глазунова первопроходцем, предложившим и разработавшим технические решения Понтонно-мостового парка. По словам работавшего вместе с ним полковника И.А.Смагера Юрия Николаевича Глазунова называли «Генералиссимус понтонных переправ»

 

Умняков Павел Николаевич

профессор, доктор технических наук