Образование: Время новых форматов
Сотрудник Московского дворца пионеров Николай Гладких рассказал, какие проблемы и возможности привнес в работу библиотеки режим самоизоляции
13.05.2020 10:12:18
- Николай, как вы справляетесь с работой в удаленном режиме?
- В библиотеке Московского дворца пионеров я занимаюсь медиаресурсами, веду цикл для ребят «Мифы и легенды». Естественно, некоторые вещи в удаленном режиме делать невозможно. Нам как раз накануне перехода на удаленный режим привезли заказанные книги по мифологии, истории и культурологии. Не успели их даже разобрать, это обидно. Остальное делать можно – готовлю и провожу занятия в онлайне, пишу тексты о книгах для нашей страницы в «Facebook», редактирую анонсы, участвую в подготовке фестиваля «Лоцманы книжных морей».
- Какую вы выбрали платформу, какой выстроили алгоритм?
- Онлайн-занятия мы проводим на платформе Zoom. Потребовалась пара часов, чтобы разобраться со всеми тонкостями, всё настроить и организовать трансляцию. Мое дело было только «вещать» и показывать картинки.
- Как проходят занятия, что нового вы нашли для себя в этом формате?
- Мы начали вторую часть цикла. Первая, проходившая в библиотеке, была посвящена мифам древнего Египта, Месопотамии, Греции и Рима и библейским сказаниям. Вторая – про мифы и легенды средневековой Европы. Я рассказываю про исторический контекст, пересказываю самые интересные сюжеты, демонстрирую подобранные по темам иллюстрации, комментирую произведения мирового искусства на эти сюжеты. Собственно, формат отработан давно, только здесь непосредственное общение с аудиторией перенесено в Интернет. Но и в этом ничего необычного нет – сколько уже десятилетий мы живем в мировой Сети? Тем более, я лично еще с середины 1980-х работал в Институте информатики и вычислительной техники в новосибирском Академгородке, так что все шаги отечественной компьютеризации и интернетизации наблюдал воочию. Однако у нас есть модератор, которая очень мне помогает, следит за вопросами и комментариями. Аудитория подключается семейная – ребята и родители, так что всё проходит в живом общении.
- В чем онлайн-специфика работы библиотеки? Что возможно, кроме чтения вслух?
- Онлайн дает большой простор для разнообразного интерактива – это конкурсы, дискуссии, обмен мнениями о книгах, обучение рецензированию и грамотному поиску информации. Отдельное направление – иллюстрирование понравившихся книг, в том числе в форме комиксов. Есть такие задания, как, например, создание фото на тему книги. В Интернете можно проводить и сложные библиотечные квесты, но это пока в проектах. Я всегда говорю, что детей в процессе игры можно учить писать книги. Этим мы занимались с моими собственными детьми, у нас был свой «Живой журнал», в котором много всевозможного материала. Сейчас мои сыновья выросли, один из них художник, другой работает в кино, и оба еще и пишут. А когда они разговаривают друг с другом, то я из этого понимаю примерно половину, потому что по части современных познаний они меня давно обогнали. И, конечно, если бы не Интернет, ничего этого бы не было.
- Есть ли у библиотеки Московского дворца пионеров партнеры в онлайн-просвещении?
- До перехода в онлайн мы постоянно сотрудничали с другими библиотеками, издательствами, организациями, авторами, художниками. Сейчас пока реализуем программы своими силами. Вероятно, и в онлайне партнеры появятся.
- Что уже сейчас оправдывает себя как жизнеспособная и ресурсная технология, что стоит оставить в учебном процессе после возвращения к привычному режиму работы?
- Думаю, что для всех это будет исключительно ценный опыт, и он многому научит и библиотекарей, и читателей. Конечно, онлайн-практики не заменят живые лекции, занятия, фестивали, поход в библиотеку за новыми книжками, но два эти измерения будут существовать параллельно и дополнять друг друга.