Общество

МЭШ и Субботы московского школьника: Что заинтересовало участников международного саммита лидеров образования в Малайзии

Положительную динамику изменений в московском образовании, высокие результаты ребят на международных состязаниях и уникальные образовательные проекты города представили участникам саммита BETT-Asia 2019, состоявшемся в Куала-Лумпуре (Малайзия)

10.04.2019 11:47:18

МЭШ и Субботы московского школьника: Что заинтересовало участников международного саммита лидеров образования в Малайзии
МЭШ и Субботы московского школьника: Что заинтересовало участников международного саммита лидеров образования в Малайзии Фото: Департамент образования города Москвы

Мы беседуем с руководителем делегации системы образования Москвы, начальником Управления координации научных исследований Департамента образования и науки города Москвы Александром Тверским.

– В начале беседы несколько слов о форуме: из каких регионов приехали делегации, какова была основная тема обсуждений?

– В международном саммите лидеров образования (Leadership Summit) приняли участие представители более чем 30 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также города, заявленные как отдельные субъекты – Гонконг, Сингапур. Ключевая тема, которую обсуждали, заложена в самом названии конференции – создание культурных изменений для обучения в  ХХI веке.  Нужно признать, что мы настолько быстро шагнули в новую эпоху, что не все социальные институты успели перестроиться. Теперь  назрела необходимость наметить основные векторы перемен, сформулировать востребованные навыки ХХI  века. 

– Что о московском образовании рассказали коллегам?

– Наша презентация отличалась от презентаций других делегаций именно тем, что у нас были отражены не только планы по достижению тех или иных образовательных результатов, но и общее видение подготовки ребят к будущей  профессии.. Мы показали, что у нас есть понимание, как этого добиться, разработаны методики и механизмы, более того, уже есть высокие образовательные результаты, которые по праву оценены  как  внутри страны, так  и в мире.

     В основном докладе на пленарной сессии мы постарались максимально раскрыть те процессы трансформации в московской системе образования, которые идут на протяжении последних лет, и благодаря которым наши ребята занимают ведущие места в мировых образовательных рейтингах, лидируют в предметных, метапредметных состязаниях и чемпионатах профессионального мастерства мирового уровня. Мы рассказали коллегам об обширных возможностях предпрофессионального обучения, использования виртуальной, дополненной и смешанной реальности в учебной деятельности, интеграции городских ресурсов в образовательный процесс, возможностях «Московской электронной школы». И надо сказать, особое внимание коллеги обратили на то, что контент проекта создается широким учительским сообществом, а не узкой группой экспертов.

– В чем основное отличие наших систем образования?

– У коллег обучение ребят отделено от городских ресурсов. У нас школа и город действуют как единая среда образования для юных москвичей, работают различные проекты. Достаточно назвать проект «Субботы московского школьника», который  крайне заинтересовал  коллег, потому что у них нет опыта подобной организации внешкольного обучения. В Москве продолжается интенсивная интеграция всех городских ресурсов в процесс обучения и просвещения детей и молодежи, чего нет во многих крупных городах мира. Думаю, в этом наше большое преимущество.

– Московская делегация посетила ряд школ, общалась с директорами. Что интересного «подсмотрели»?

– В малазийских школах в Куала-Лумпуре я не заметил каких-то инновационных моментов в образовательном процессе или  техническом наполнении, которых нет в московских школах. Что мне понравилось – это большое количество открытых бассейнов. Секрет прост. Климат жаркий, часто температура держится около 30 градусов, поэтому вместо занятий на стадионах, ребята плавают в бассейнах. Это очень грамотное решение для конкретного региона. Кстати говоря, в  московских школах тоже есть свои бассейны, для ребят доступны и городские бассейны. 

– Какой опыт московских школ коллеги могли бы перенять?

– Если коллеги приедут в наши оснащенные современным оборудованием школы, в которых открыты профильные и предпрофессиональные классы, они точно найдут, что можно почерпнуть для себя. В московских предпрофессиональных классах навыки ХХI века, которые обсуждались на форуме, уже отрабатываются: умение общаться и критически подходить ко многим вопросам, создавать что-то новое и уметь находить общий язык с товарищами, работать в команде. Коллеги также идут в этом направлении, они понимают, что с изменением эпохи трансформация образовательного процесса необходима. В общем-то, все крупные мировые образовательные системы двигаются в одном направлении, но с разной скоростью.

– Как прошли официальные встречи с представителями министерств образования и кадрового потенциала Малазии? О чем говорили?

– В министерстве кадрового потенциала обсуждали чемпионат профессионального мастерства WorldSkills. Коллеги интересовались, каким образом Москве удалось, войдя в проект сравнительно недавно, достичь таких высоких результатов. Мы рассказали, что это тоже связано с трансформацией системы образования в столице, вниманием к профессиональным навыкам, которые ребята осваивают в образовательных организациях. В министерстве образования интересовались выстроенным у нас взаимодействием «школа-вуз-работодатель». А еще детально изучали проект «Субботы московского школьника». Планируют создать аналогичный.

– Подводя итоги визита, что бы вы отметили?

– Мы обратили внимание на неформальный, личный интерес иностранных специалистов к московской системе образования. Важно, что наш разговор шел о механизмах и итогах работы не отдельно взятых школ, а  системы в целом.  Создавая эффективную систему образования настоящего, мы обеспечиваем успешное будущее. 

Кстати, о ближайшем будущем.  Мы пригласили коллег приехать в Москву в августе этого года на ежегодный международный форум «Город образования». В рамках форума школьники из крупных городов мира могут  принять участие в  Олимпиаде мегаполисов.