Общество

Леонид Капров: «Мы дарим сказку не только детям»

Московская зима. На пороге стоит 1985 год, в городе пахнет елкой и мандаринами и, казалось бы, самый главный подарок ты уже получил – новогоднюю елку в Кремле. Но где-то в глубине души теплится надежда, что мама заведет тебя в тот самый сказочный мир детства на Лубянке, а если посчастливится, то еще и что-нибудь купит…

01.08.2018 10:41:52

ФОТОРЕПОРТАЖ

Центральный детский магазин на Лубянке в своей истории переживал разные периоды, неизменно оставаясь символом счастливого детства для многих поколений москвичей | Фото: Предоставлено ЦДМ на Лубянке

Проходят годы. Ты ведешь своего ребенка по той же дороге в любимый Центральный детский магазин. Уже давно нет никакого дефицита, но глаза все также разбегаются. Желание что-то купить не покидает, а настенные часы, словно машина времени, отбивая каждый час, переносят тебя мыслями в детство...

Вот уже 60 лет Детский магазин на Лубянке открывает свои двери для маленьких гостей и их родителей. О том, как он изменился за эти годы, какие новые сюрпризы ожидают посетителей, мы поговорили со старшим вице-президентом компании «Галс-Девелопмент» Леонидом Капровым.

- 5 июня Детский магазин на Лубянке отметил свой 61-й день рождения. Наверное, логичнее всего было бы начать наш разговор с рассказа об истории главного детского универмага страны, навсегда запомнившегося миллионам советских детей и их родителей. Центральный детский магазин стал первым торговым сооружением, где были установлены эскалаторы, здесь продавали все – игрушки, школьную форму, фототехнику, товары для творчества и т.д… Как менялся магазин за 60 лет?

- Центральный детский магазин на Лубянке в своей истории переживал разные периоды, неизменно оставаясь символом счастливого детства для многих поколений москвичей, да и не только.

Он был построен в 1957 году к Международному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Здание выросло на месте целого квартала, который входил в знаменитый Лубянский пассаж. Автором проекта стал известный советский архитектор Алексей Душкин. В 2012 году «Галс-Девелопмент» начала работы по реконструкции магазина, которые продлились два года. При этом новый магазин сохранил неповторимый облик, атмосферу волшебства и сказки, которые навсегда запомнились миллионам детей и их родителей.

- Есть ли сегодня принципиальные отличия ЦДМ от обычного торгово-развлекательного центра, каких много?

- Безусловно, есть. Обычные торгово-развлекательные центры — это, по сути, площадка, где собрано много разноформатных магазинов, брендов, никак не объединенных одной концепцией, таких центров может быть несколько в одном районе. Центральный детский магазин на Лубянке – это настоящий город в городе, с разнообразнейшими возможностями досуга. Несмотря на внушительные размеры, он сохранил свою изначальную историческую функцию, которая находится под охраной общества, а именно – функцию главного детского магазина страны. Более того, в ЦДМ не только представлены товары для детей, подростков, для мам, но и сформирована очень широкая развлекательная программа. Все это делает нашу площадку разнообразнейшим многофункциональным центром досуга для детей и для подростков, куда приходят не только ради покупок, а за атмосферой. У нас представлен просто огромный выбор развлечений и возможностей в игровой форме получать новые знания. Это и галерея иллюзий, и уникальный детский центр по изучению естественных наук «Иннопарк», и сферический кинотеатр, и детский город профессий, лекторий, Музей детства. Есть просто уникальные проекты, такие как интерактивная школа видеоблогинга «ЦДМ-online».

ЦДМ спроектирован так, что главный атриум расположен на пересечении трех московских пешеходных улиц – Рождественка, Неглинная, Пушечная, по сути, являясь городской площадью, где в праздники проходит огромное количество красочных представлений, ярких событий. А когда их нет, в ЦДМ можно просто отдохнуть, покачаться на качелях, посидеть на лавочке, поиграть в настольный футбол. Многие говорят: стоит заглянуть на час, и этот волшебный мир незаметно затягивает на весь день.

- В далеком 1957 году магазин построили по невиданному в СССР экспериментальному проекту. Когда ваша компания в 2012 году приняла это здание, состояние его было весьма печальным – никакого соответствия требованиям по безопасности, в стенах трещины толщиной в кулак... По сути, вам достался тяжело больной пациент. Почему вы на это пошли? Не проще ли было найти что-то попроще?

- Не скрою, это был очень тяжелый проект. Специалисты, инженеры, техники подтвердят это. Но отказаться от воссоздания такого знакового здания, ставшего символом счастливого детства для всех наших соотечественников, мы просто не смогли. Наши ценности, наше кредо — это интеллигентный девелопмент. Да, мы строим красивые новые здания. Но с еще большим удовольствием реконструируем вот такие знаковые объекты, и ЦДМ – не единственный из таких проектов.

К моменту реконструкции здание ЦДМ на Лубянке уже никак не соответствовало не только пожарным – вообще никаким требованиям. Основная проблема была в том, чтобы сохранить те самые стены, которые построены не на одном новом фундаменте, а на пяти разных фундаментах, оставшихся от тех самых старинных торговых рядов Лубянского пассажа. Под руководством талантливейшего Павла Андреева, заслуженного архитектора России, был разработан проект, стены были надежно закреплены, под них завели новый фундамент, реконструировали. Внутри были смонтированы все необходимые инженерные системы, системы безопасности. За их эксплуатацией мы очень внимательно следим, чтобы ситуация с той же пожарной безопасностью не только соответствовала современным нормативам и положениям, но и значительно их превышала. Это наша позиция. ЦДМ – особенный объект, здесь постоянно находится большое количество детей – мы чувствуем свою ответственность.

- Насколько тяжело было восстановить этот символ поколений? Как удалось сдать объект в такие рекордные сроки?

- Как я уже говорил, ЦДМ на Лубянке – важный стратегический объект в нашем портфеле. Проект сложен не только технически – мы провели огромную работу с общественностью, находились в постоянном диалоге с архитекторами, администрацией города, жителями Москвы, чтобы находить компромиссные решения. Во многом все удалось благодаря слаженной работе команды, поддержке нашего акционера и города.

Как вы отметили, сроки были рекордные. За эти два года нам удалось восстановить керамическую облицовку фасада, отреставрировать гранитную облицовку и кирпичную кладку стен, воссоздать алюминиевые витражи и дубовые окна, а также 8 торшеров в главном атриуме и около 1000 балясин. В итоге мы создали современный детский магазин, отвечающий всем необходимым нормам, бережно сохранив его исторический облик.

Напомню: к этому моменту у компании уже был бесценный опыт – строить и реконструировать в короткие сроки. В частности, лучшую гостиницу Сочи – отель «Камелия» – мы строили тоже в рекордные сроки, за два года. Даже при такой динамике главным приоритетом для нас является качество. Мы сделали проект вовремя и на самом высоком уровне. Лучшее тому подтверждение – высокий интерес к этому проекту.

- С момента открытия в 2015 году до настоящего времени что-то изменилось? Возможно, появились новые «правила игры»?

- Основные изменения – постоянные улучшения качества операторов, ритейлеров внутри ЦДМ. Конец 2014-го – начало 2015 года было достаточно тяжелым временем для российского ритейла. Страна привыкала жить в новой экономической реальности, в два-три раза выросли цены на нефть и т.д. И в тот период весьма ограниченный круг ритейлеров готов был принимать решения относительно открытия новых точек. Но со временем ситуация улучшалась и, естественно, мы на это гибко реагировали, привлекая в ЦДМ новых, интересных операторов, которые предлагают свои товары и услуги нашим клиентам, нашим гостям.

- На что делал ставку «Галс-Девелопмент» в маркетинговой политике, когда запускал проект? Оправдались ли ожидания? Как изменилась целевая аудитория?

-За три года наши маркетинговые кампании стали более комплексными: витрины, застройка главного атриума, активность в социальных сетях, стимулирующие акции – все подчиненно одной идее, каждая кампания превращается в настоящий городской фестиваль.

При этом «Центральный детский магазин на Лубянке» был и остается главным детским магазином страны. В этом отношении наша маркетинговая политика не поменялась. Но мы постоянно изучаем и измеряем целевую аудиторию, владеем информацией, кто и зачем приходит в ЦДМ, кто сколько тратит. Так делают все управляющие торговых центров. Мы сфокусировали наше внимание на трех основных группах.

Первая группа – покупатели детских товаров, родители с детьми, которые приходят в ЦДМ, потому что именно здесь сконцентрирован самый большой выбор всего – от игрушек до товаров для творчества. Мы постоянно улучшаем качество операторов, заводим новые интересные бренды для этой группы покупателей.

Вторая – это подростки, которые находятся в центре города, многие из них сильно полюбили ЦДМ как место встреч, сбора компаний. И мы предлагаем этой группе тот набор вещей, который им может быть интересен и необходим. Это касается не только расширения зоны фудкорта, интерактивных развлечений, молодежных товаров. Я имею в виду и специфические проекты типа интерактивного проекта «ЦДМ-Онлайн», где блогеры знакомятся и проводят мастер-классы для своих фанатов. В 2017 году были встречи с популярными блогерами – AnnyMay, Сашей Спилберг и Берсиком – которые посетило более пяти тысяч человек.

Третья целевая группа – российские и зарубежные туристы.

Только за год мы открыли в ЦДМ на Лубянке 18 торговых точек, 5 ресторанов и кафе общей площадью около 4 тысячи квадратных метров. Я говорю о магазине GAP Kids, магазине REIMA, первом в Москве кафе питерской сети «Буше», ресторане «Жаровня» и др. В будущем мы планируем расширять линейку наших арендаторов, развивая сотрудничество с известными международными брендами, которые производят молодежные товары.

- Огромные территории ЦДМ постепенно заполняются. Вы принимаете всех, кто желает арендовать ваши площади, или есть какой-то дифференцированный подход?

- Конечно, не каждый оператор может попасть в ЦДМ, только те, кто имеет опыт работы в торговых центрах класса «А», предлагает качественные и востребованные товары.

Кроме того, новый арендатор должен использовать концептуальный подход, предлагать товары и услуги для одной или нескольких целевых аудиторий ЦДМ на Лубянке. Так, для молодежной аудитории мы открыли магазин экстремальных спортивных товаров, киберарену Winstrike, для семей с детьми открываем кафе и рестораны с полноценной посадкой.

Надо отметить, что мы одинаково успешно сотрудничаем как с зарубежными брендами, так и с отечественными: магазины российских производителей Gulliver, Orby, «Нежный Дуэт», бутик ведущего российского производителя обуви Kotofey.

- На ваш взгляд, самые значимые открытия в ЦДМ за последнее время?

- Однозначно, это Winstrike Arena на цокольном этаже. Сегодня киберспорт – популярнейшее развлечение, которое получило реальный статус спортивной дисциплины. Winstrike Arena – это не только площадка в тысячу квадратных метров, но и турниры, которые мы вместе с оператором киберарены будем проводить и отдельно рассказывать об этом.

Очень ярким получилось открытие первого в Москве фирменного магазина Disney. Любимые миллионами персонажи, воплощенные в игрушках, теперь представлены в ЦДМ.

Очередное ожидаемое открытие – на 3-4 этажах появится флагманский магазин сети «Оффпрайс», предлагающий молодежные товары популярных брендов прошлого сезона с очень гибкой ценовой политикой. Это также очень востребованная концепция для тех молодых людей, которые посещают ЦДМ.

Не могу не сказать и об открытии официального магазина товаров Чемпионата мира по футболу FIFA, сделавшего ЦДМ на Лубянке центром притяжения болельщиков и героем многочисленных телесюжетов российских и зарубежных СМИ.

- Как при таком количестве посетителей вам удается решать такой болезненный для Москвы вопрос с парковкой? Она достаточно удобная и комфортная, сама нередко пользуюсь, если встречи где-то поблизости.

- Технологии паркинга – это целая наука. Для нас их разрабатывают специальные профессиональные компании. Тут мы не экономим ни в части разработки, ни в части использования самого современного технологичного оборудования. Всё должно быть максимально комфортно и безопасно для посетителей центра. Как мы уже говорили, наш магазин находится на пересечении пешеходных улиц, и с парковкой в нашем районе очень сложно, но при этом мы нашли возможность и снизили стоимость паркинга в будние дни.

- Хочется спросить о знаменитых часах, которые стали «сердцем» обновленного магазина и заняли не последнее место среди самых знаменитых часов мира вместе с Биг Беном и Кремлевскими курантами. Как возникла идея, как они создавались?

- В старом ЦДМ были карусель и часы. В новой версии магазина мы решили обойтись без карусели – актуальность её уже ушла. А вот часы – это, действительно, особая история! Хотелось создать механизм уникальный, который также станет визитной карточкой ЦДМ.

Чудо-часы для нас разрабатывал старейший российский часовой завод «Ракета», который предложил более ста вариантов дизайна. Мы коллегиально принимали решение и выбрали именно этот вариант большого размера, чтобы дети смогли посмотреть и понять весь механизм работы.

Под руководством инженеров завода и его руководителя Жака Фон Полье были произведены и установлены эти часы. Их механизм весит 4,5 тонны и состоит из 5 тысяч деталей, изготовленных из стали, алюминия, титана и покрытых золотом. Действующий механизм часов состоит из 21 шестеренки, 4-х метрового балансового анкерного колеса и 13-метрового маятника диаметром 3 метра.

Время в часах Центрального детского магазина на Лубянке регулируется планетарным механизмом и корректируется с помощью инновационного электронного устройства, а сам механизм автоматически заводится горизонтальным маятником. Эти часы – безусловно, народное достояние! И, конечно, наша гордость.

- Каждый, кто бывал в Детском магазине на Лубянке, знает, что атмосфера праздника здесь царит всегда, и в будни, и в праздники. Как удается этого добиться?

- Мы регулярно организовываем самые различные программы, причем, абсолютно бесплатно для посетителей. Люди приходят просто отдохнуть, развлечься, и мы рады подарить им праздник. Например, в июне в честь очередного дня рождения ЦДМ мы устроили большой концерт с музыкой, с выступлением творческих коллективов, с подарками для гостей ЦДМ. В сентябре ко Дню знаний в лектории «Образовариум» будут проводиться интерактивные уроки русского языка, музыки, географии, химии. Пройдут занятия в школе творческих профессий, где дети смогут освоить новые для себя навыки архитектуры, дизайна, урбанистики и т.д. Ну а в Новый год к нам традиционно приезжает Дед Мороз из Великого Устюга. Да вы и сами знаете…