Общество

Кристина Полозова: Мы живем в сложное время больших возможностей

В России реформы в сфере образования – нечто привычное и кажущееся само собой разумеющимся для тех, чья жизнь связана с работой в образовательных учреждениях. Сегодня можно встретить разные оценки образовательного пространства в России – от восторженных до резко негативных. Наверное, истина, как всегда, где-то посередине. Об этом мы беседуем с нашим сегодняшним экспертом Кристиной Полозовой

02.11.2018 11:32:09

Кристина Полозова: Мы живем в сложное время больших возможностей
Кристина Полозова: Мы живем в сложное время больших возможностей Фото: из личного архива Кристины Полозовой

Справка БМ24:

Полозова Кристина Андреевна – директор Ивановского филиала частного образовательного учреждения «Институт управления». Кандидат исторических наук, доцент. Юрист. Эксперт Рособрнадзора. Заместитель главного редактора научного журнала «На пути к гражданскому обществу». Автор двух монографий и свыше 20 научных статей. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Кристина Андреевна, можно ли сказать, что вы живете «внутри» проблем, связанных с современным российским образованием?

В определенной степени можно – жизнь сложилась так, что за последние 15 лет мне удалось получить очень разный опыт, связанный с системой образования в России. Это заочное обучение в негосударственном вузе и получение специальности «юриспруденция». Аспирантура и защита кандидатской диссертации по специальности «Отечественная история» в государственном университете. Работа доцентом, заместителем директора, проректором по правовым вопросам, директором филиала в частном вузе. Аттестация в качестве эксперта Рособрнадзора, представление интересов вуза, где я работаю, в арбитраже и судах общей юрисдикции разных уровней. Составление и контроль за составлением всех видов документации, связанных с работой вуза. Участие в редколлегии научного журнала, руководство оргкомитетом научно-практических конференций, два выигранных Президентских гранта для некоммерческих организаций по теме «Развитие новой модели патриотического образования и воспитания в России». Постоянные поездки в Москву по вопросам, связанным с образовательной деятельностью... Так что, наверное, можно так сказать.

Что вам дал этот опыт?

Прежде всего, понимание, что сложности, с которыми в последние годы оказалась связана деятельность системы российского образования (в первую очередь – негосударственного), с одной стороны, носят обоснованный характер. В 1990-е годы государство ослабло, это сказалось на многих сферах общественной жизни. Образование не было исключением. Имелись случаи профанации учебного процесса в некоторых вузах, нацеленных на получение прибыли, а не на то, чтобы дать объем знаний студентам.

Но, в то же время, практикуемые методы по сокращению негосударственных вузов в рамках проводимых мероприятий по контролю за их деятельностью иногда приводили к ситуациям, когда, что называется, вместе с водой выплескивают ребенка. По мнению научной общественности, за последние годы было закрыто много вполне достойных вузов по спорным основаниям.

С чем это, на ваш взгляд, связано?

Один из моих коллег, историк, проводит аналогию с тридцатыми годами прошлого столетия, когда в рамках неизбежных в той политической ситуации репрессий пострадало и огромное количество невиновных людей, в силу самого факта включения механизма всеобщей подозрительности и поиска врага. Полагаю, что данная аналогия избыточна. На мой взгляд, есть необходимость совершенствовать существующую нормативную базу, регулирующую образовательную сферу в России, а также механизмы ее применения. У меня есть много идей, появившихся в течение нескольких лет напряженной работы, планы оформить их в докторскую диссертацию.

А если не глобально, а в рамках вуза, где вы работаете, – чем оказались вам полезны эти знания и опыт?

Мы сохранили вуз, хотя и пришлось закрыть несколько филиалов. Для этого пришлось создать новые модели работы, новые механизмы реализации стоящих перед образовательным учреждением задач. Это создало много сложностей, но и дало новые перспективы, в том числе, в рамках нашего сотрудничества с Московским финансово-промышленным университетом «Синергия».

Что бы вы сказали молодым людям, которые думают, стоит ли получать высшее образование?

То же, что и обычно говорю, и не только молодым: безусловно, стоит. Мы живем в сложное время больших возможностей. Бесплатным бывает только сыр в мышеловке, а все стоящее требует от нас максимального напряжения сил. Но и результат того стоит. Сейчас время академической мобильности, когда можно пройти бакалавриат по одной специальности, магистратуру по другой, переподготовку по третьей. И это не означает, что человек ни по одной из этих специальностей не будет иметь глубоких познаний. Напротив, по каждой он будет иметь их в том объеме, которого требует современная динамично меняющаяся ситуация на рынке труда. Не нужно бояться смелых, амбициозных задач. Те, кто их ставит, всегда достигают большего, чем те, кто вершиной своих мечтаний определяет лишь насущно необходимое. Многие вещи сами по себе не плохи и не хороши, их делает такими наше к ним отношение. Кризис может сломать человека, а может стать для него новым шансом, новой возможностью. Новые возможности может открыть и получение новой специальности. Не надо их упускать.