Array
(
    [ID] => 347
    [IBLOCK_ID] => 3
    [NAME] => LLM_DESCRIPTION
    [ACTIVE] => Y
    [SORT] => 500
    [CODE] => LLM_DESCRIPTION
    [DEFAULT_VALUE] => Array
        (
            [TYPE] => TEXT
            [TEXT] => 
        )

    [PROPERTY_TYPE] => S
    [ROW_COUNT] => 1
    [COL_COUNT] => 30
    [LIST_TYPE] => L
    [MULTIPLE] => N
    [XML_ID] => 
    [FILE_TYPE] => 
    [MULTIPLE_CNT] => 5
    [LINK_IBLOCK_ID] => 0
    [WITH_DESCRIPTION] => N
    [SEARCHABLE] => N
    [FILTRABLE] => N
    [IS_REQUIRED] => N
    [VERSION] => 2
    [USER_TYPE] => HTML
    [USER_TYPE_SETTINGS] => Array
        (
            [height] => 200
        )

    [HINT] => 
    [~NAME] => LLM_DESCRIPTION
    [~DEFAULT_VALUE] => Array
        (
            [TYPE] => TEXT
            [TEXT] => 
        )

    [VALUE_ENUM] => 
    [VALUE_XML_ID] => 
    [VALUE_SORT] => 
    [VALUE] => 
    [PROPERTY_VALUE_ID] => 64557:347
    [DESCRIPTION] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [~VALUE] => 
)
Общество

Как и зачем читать Пушкина

Московский логопед дала совет родителям

06.06.2025 09:42:53


					
Как и зачем читать Пушкина
Как и зачем читать Пушкина Фото: pexels.com

В мире соцсетей, компьютерных игр и мультфильмов родителям бывает непросто привить ребенку любовь к чтению, особенно если речь заходит о стихах. Логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Ольга Преснова рассказала, с какого возраста читать детям Пушкина и как быть, если тексты кажутся сложными.

Когда начинать знакомить ребенка с Пушкиным — вопрос спорный. У педагогов, писателей и методистов могут быть разные ответы. Кто-то говорит — с рождения, кто-то — только когда сам ребенок заинтересуется. Авторы программы «От рождения до школы» предлагают конкретный подход: начинать с коротких, ярких отрывков из сказок. В 2–3 года читаем строки из «Сказки о царе Салтане» — «Ветер по морю гуляет…», в 3–4 года — «Месяц, месяц, мой дружок», а в 4–5 лет — «Ветер, ветер, ты могуч!» из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

«Эти отрывки выбраны для малышей не случайно. Язык Пушкина — яркий, напевный, но в его сказках много устаревших слов: историзмов (слов, ушедших вместе с исчезнувшими реалиями) и архаизмов (слов, у которых есть современные аналоги). В предложенных отрывках таких слов почти нет — поэтому ребенку проще понять, что происходит. Он слушает ритм и мелодию стиха, смотрит на иллюстрации — и погружается в сказку. Иногда хватает всего пары таких чтений, чтобы строчки остались в памяти надолго», — отметила Преснова.

Сложнее обстоит дело с детьми от 6 лет и старше. Им интересно прочитать всю сказку, они слушают вдумчиво, задают много вопросов. Прежде чем начать совместное чтение, родители могут подготовиться — прочитать текст с карандашом в руках, отмечая все сложные для ребенка слова и выписывая их объяснения. «Толоконный лоб» — глупый человек, «взыскаться» — начать искать, «супостат» — противник.

«Лучше разделить произведение на несколько логично завершенных частей, чтобы не читать всю сказку сразу. Здесь работает прием — чтение с продолжением. Во-первых, объем читаемого текста должен соответствовать возможностям ребенка, его способности активно слушать, воспринимать, осмысливать и запоминать. Во-вторых, поддерживается интрига “А что же будет дальше?”», — добавила логопед.

Чтобы ребенок запомнил историзмы — устаревшие слова вроде «полба» или «оброк» — можно использовать картинки. На одной будет котелок с кашей, на другой — мешок с монетами. Отлично подойдет игра в лото: вы называете слово, ребенок ищет его на картинке. С архаизмами — словами, у которых есть современные аналоги, — нужен другой прием. Тут важно понять значение. Помогут игры вроде «Скажи по-другому» или «Скажи наоборот»: ребенок учится подбирать к старому слову его современный вариант.

«С точки зрения психологии, сказки Пушкина не только увлекают — они развивают воображение и учат сопереживать. Мы радуемся и огорчаемся вместе с героями, а это помогает развить эмпатию. Как логопед, я вижу еще одну важную сторону: пушкинские строки легко запоминаются, пополняют словарный запас и учат говорить красиво и образно. Ребенок учится пересказывать, описывать, подбирать точные слова. А еще — привыкает к настоящей, выразительной речи, которой хочется подражать», — заключила Преснова.

Почти по каждой сказке Пушкина снят мультфильм или фильм. После чтения посмотрите их вместе с ребенком — даже короткий фрагмент поможет лучше представить образы и сюжет. А еще полезно послушать сказку в исполнении профессионального чтеца или актера: интонации, паузы, эмоции делают текст еще более живым и запоминающимся.