Общество

Евгений Князев: «Субботы московского школьника» помогают стать  гармоничной личностью»

Шесть лет активной работы, более 8000 тысяч участников, множество мастер-классов и лекций от ведущих специалистов – народный артист России, ректор Театрального института имени  Бориса Щукина Евгений Князев в интервью подводит итоги работы вуза в общегородском проекте «Субботы московского школьника»

14.11.2019 09:09:40

Евгений Князев: «Субботы московского школьника» помогают стать  гармоничной личностью»
Евгений Князев: «Субботы московского школьника» помогают стать  гармоничной личностью» Фото: из личного архива Евгения Князева

– Евгений Владимирович, Театральный институт имени Бориса Щукина несколько лет участвует в проекте «Субботы московского школьника». Кто преподает, какие формы работы используются?

– Мы уже 6 лет в этом масштабном проекте работаем по направлению «Университетские субботы». Занятия проходят в формате мастер-классов, тренингов и лекций, ребята работают индивидуально, парами и в группах. Их проводят наши замечательные педагоги: заслуженный артист России, заведующий кафедрой мастерства актера Павел Любимцев, заведующий кафедрой пластической выразительности актера Андрей Дрознин, кандидат искусствоведения Анна Дубровская, доктор искусствоведения Елена Дунаева,  профессор Валентина Николаенко и многие другие. Система занятий основана, прежде всего, на практических упражнениях.

 – Чему вы учите школьников?

– Сегодня, когда ребята погружены в компьютерный мир, очень важно настоящее,  живое общение. У нас школьники как раз и развивают коммуникативные навыки, умение выступать перед аудиторией. Мы учим их правильно и красиво говорить, рассказываем об истории театра, литературе, изобразительном искусстве, погружаем в основы актерской и отчасти режиссерской профессий.  Мы рекомендуем им сходить в театр, консерваторию, на выставку, в галерею, ведь для того, чтобы стать в дальнейшем гармоничной личностью, в чем, безусловно, помогает и проект «Субботы московского школьника», нужно окружить себя культурными шедеврами. В двух словах – занятия направлены на творческое и интеллектуальное развитие  школьников, на расширение их кругозора. 

– Почему вуз заинтересован в проекте?

– Одна из главных целей проекта «Субботы московского школьника» – просветительская. Театральный институт имени Бориса Щукина – образовательное учреждение, поэтому проект помогает нам выполнять нашу главную миссию – нести людям знания. При этом наш профиль – театр, культура, литература, и мы рады приобщить к этому современных подростков. Кроме того, мы чтим вахтанговскую педагогическую традицию, гордимся ею, знаем, что наша методика помогает вырастить всесторонне развитого человека. Надо сказать, что следуя заветам наших учителей, мы не просто учим детей, а прежде всего, воспитываем.

–  Чем обучение в вузе схоже с обучением на проекте?

– Все обучение основано на вахтанговской методике преподавания. Педагоги занимаются с ребятами такими же упражнениями, как и со студентами на первых этапах обучения. Для старшеклассников это хорошая возможность понять, насколько близка им актерская профессия: возможно, кто-то после посещения наших мастер-классов захочет связать свою жизнь с театром, или наоборот, выберет для себя что-то совсем другое.  

– Нужны ли в обычной жизни навыки актерского мастерства?

– Красивая четкая речь, умение владеть своим телом и эмоциями очень важны в повседневной жизни. Владение актерским мастерством помогает чувствовать себя свободно перед публикой или в окружении новых людей, грамотная речь помогает нам удержать внимание слушателей, сделать так, чтобы нас не просто слушали, но и слышали.

– Что рассказывают педагоги о московских школьниках-участниках проекта?

– К нам приходят ученики 7-11 классов. Есть ребята, которые посещают занятия проекта уже несколько лет подряд. Педагоги с удовольствием занимаются со школьниками, отмечают, что ребята с большим старанием и воодушевлением выполняют все упражнения, задают много вопросов.  Некоторые приходят для  себя, чтобы  раскрепоститься, получить новые знания, научиться литературному русскому языку, узнать приемы работы с голосом, научиться пластичности в движениях, а есть такие, кто смотрит на все с профессиональным интересом  – их, я думаю, мы увидим на вступительных экзаменах в институте.

– Какие еще формы работы с москвичами практикует ваш вуз?

– На мероприятия проекта «Субботы московского школьника» мы приглашаем приходить и с родителями, ведь от родителей многое зависит. В огромной степени становление детей зависит и от подготовленности школьных учителей. Поэтому у нас есть проект, направленный на педагогическое мастерство учителя. Учитель должен быть своего рода артистом для того, чтобы увлечь ученика предметом, которым он занимается. Будь то безопасность жизнедеятельности, химия, физика или литература, учитель должен мыслить, донести свою мысль, уметь подать информацию, захватить внимание класса. Этому мы учим столичных учителей.  

Кроме того, мы попробовали в этом году, и надеюсь, будем продолжать и в дальнейшем реализовывать проект, который называется «Учебный день в театре». Главное его отличие от «Суббот московского школьника» в том, что на него приходят ребята без родителей, все одного возраста, из одного класса. Мы проводим для них уроки в формате тренингов по сценической речи и движению, мастерству актера,  читаем лекции по истории театра. Проект помогает приобщать детей к искусству театра, классической литературе, воспитывать в ребятах общекультурные ценности.

Беседовала Елена Храмова