Новости

Собянин рассказал о возрождении судостроительной отрасли в Москве

В Нагатинском затоне откроют производство современных экологичных прогулочных и круизных судов

06.05.2024 17:37:00

ФОТОРЕПОРТАЖ

Будущая верфь в районе Нагатинский Затон | Фото: Мария Ракова

Сегодня мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход строительства новой судостроительной верфи в районе Нагатинский Затон на Судостроительной улице напротив Южного речного вокзала.

"История московского судостроения насчитывает почти 90 лет. За это время вокруг судостроительного завода вырос целый район – Нагатинский Затон. Но, конечно, со временем старый завод перестал отвечать современным требованиям и поэтому был закрыт много лет назад. Когда мы всерьёз занялись развитием водного транспорта на Москве-реке, то решили возродить и традиции судостроения. В этом году в Нагатинском затоне будет открыта новая современная судоверфь полного цикла, на которой будет организовано производство электросудов для регулярного и прогулочного флота. А в перспективе – и круизных судов до 90 м длиной для путешествий по Золотому кольцу", – отметил Сергей Собянин.

Строительство верфи для производства современных электросудов было начато в октябре 2023 г. Предприятие будет расположено на месте бывшей коммунальной зоны на Меловом мысе. Общая площадь кластера превысит 23 тыс. кв.м, что позволит организовать производство полного цикла, включая раскрой металла (до 40 тонн в расчете на одно судно), сварку секций (до 5 км сварных швов), окраску корпуса (до 500 кв.м поверхностей), монтаж оборудования и достройку (свыше 8 тыс. комплектующих), испытания и сдачу судна со спуском на воду. Также на верфи будет организовано конструкторское бюро.

Производственная мощность верфи составит до 20 судов в год. Постройка одного судна будет занимать порядка 270 дней. На производстве будут использоваться самые передовые технологии, в т.ч. сквозные технологические процессы, автоматизированные обрабатывающие комплексы, 3D-печать, цифровые двойники, сквозной контроль качества и другие. Более 70% производственного оборудования – отечественного производства.

Также в состав производственного кластера войдут площадка для обслуживания флота и пункты отстоя с необходимой зарядной инфраструктурой, которые в дальнейшем обеспечат техническое обслуживание и ремонт свыше 100 электросудов ежегодно.

Сегодня из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры судовладельцы могут терять до двух недель в сезон на обслуживание судна с подъёмом.

Непосредственно на верфи будет создано свыше 500 рабочих мест. А в целом в производственной цепочке изготовления комплектующих и оборудования для выпуска электросудов будет задействовано почти 50 тыс. человек, занятых на предприятиях в разных городах России. Например, сварочное оборудование может поставляться из Калининграда, гидравлические прессы – из Кирова, стапельное оборудование – из Нижнего Новгорода. Заводы Санкт-Петербурга обеспечат поставку зарядного оборудования, систем управления, связи и навигации, программного обеспечения и пультов управления.

Новая судоверфь станет образцом экологичного производства, удачно встроенного в городскую среду. Предприятие украсят креативные фасады, а территория и набережная со стороны жилого района будут благоустроены и озеленены. Для обеспечения электроэнергией предполагается широкое применение солнечных батарей. Запуск производства современных электросудов на новой верфи в Нагатинском затоне намечен на конец 2024 г.

В ближайшие годы Правительство Москвы планирует закупить порядка 40 современных электросудов для регулярных речных перевозок внутри столицы. Кроме того, сегодня на Москве-реке работает свыше 130 прогулочных судов, средний возраст которых составляет порядка 40 лет. Поэтому открытие новой верфи позволит значительно ускорить обновление прогулочного флота. Потенциал спроса на новый флот оценивается как высокий.

Также будет организовано производство круизных судов длиной до 90 м. Сегодня средний возраст действующих судов такого типа составляет порядка 60 лет. Обновление круизного флота придаст новый импульс развитию внутреннего туризма, включая повышение популярности водных туристических маршрутов "Московского золотого кольца", пассажиропоток которых к 2035 г. вырастет в 2-3 раза.

Создание судостроительного кластера имеет стратегическое значение для столицы и всей страны. В последние годы таких объектов в России не строили.