Духовность

Житие преподобного Серафима Саровского

15 января (2 января по старому стилю) православная церковь совершает память преподобному Серафиму Саровскому, который преставился в 1833 году. В этот же день в 1991 году состоялось второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

15.01.2019 09:28:00

ФОТОРЕПОРТАЖ

Старец видел сердца людей, он как духовный врач исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь | Фото: Мария Ракова

Великий подвижник Русской церкви родился 19 июля 1759 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курса. Отец Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курсе, но скончался, так и не закончив работу. Младший сын Прохор (так звали преподобного Серафима Саровского) остался на попечении матери, которая воспитывала в сыне глубокую веру.

После смерти мужа Агафия Мошнина продолжила постройку собора и брала с собой Прохора. Однажды ребенок оступился и упал с колокольни вниз, но Господь сохранил жизнь будущему молитвеннику и светильнику православной церкви – Прохор был невредим.

Юный Прохор обладал прекрасной памятью и очень быстро освоил грамоту. Он с детства любил посещать церковные службы, читал своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Однажды Прохор тяжело заболел и во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы: мать вынесла Прохора на руках и он приложился к святой иконе, после чего пошел на поправку.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам.

Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил юношу идти в Саратовскую  пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саратов, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял молодого человека и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки – этого, как он говорил позднее, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».

Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву.

Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник отец Иосиф и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес – Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой его Матери…», преподобный также желал, чтоб его причастили Святых Тайн. Лишь крепкая вера и сила духа способна укреплять человека в столь тяжкие болезни. И вот, как награда за безусловную веру, Прохору было открыто видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей – от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, преподобный быстро стал поправляться. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.

Пробыв восемь лет послушником в Саратовской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно служить Богу. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы, и после службы Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенно благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес «Господи, спаси благочестивыя» и стоя в царских вратах навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его вели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.

После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии. В 1793 году преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля отца Пахомия преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг – пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля отца Исаии и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу перед всенощной и возвращаясь к себе в келлию после литургии, за которой причащался Святых Тайн.

Вся жизнь преподобного была в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей: со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание и говорил: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом». Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии. К нему все чаще стали приходить миряне за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Преподобный просил настоятеля благословить на полное уединение. По молитве преподобного дорогу в его пустынную келлию преградили огромные стволы вековых сосен. Только птицы и дикие звери посещали преподобного.

Но, уединившись от людей, преподобному Серафиму пришлось противостоять искушениям. Враг рода человеческого навел на преподобного «мысленную брань», это искушение было упорным и продолжительным. Серафим же противостоял этому молитвой и упорным трудом - взял на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, прося помощи: «Боже, милостив буди мне грешному». Тысячу дней и ночей молился преподобный, и это искушение отступило.

Но, как и у каждого из нас в мирской жизни, одни проблемы приходят за другими, так и здесь дьявольские козни не уступали. В лес забрели грабители. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного был в руках топор, да и физически он был силен, но применять свою силу Серафим не захотел, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут». Святой опустил топор на землю и сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники избили преподобного и обыскали келлию, но, ничего не найдя и устыдившись, удалились.

Наутро братия ужаснулась, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран: к нему были вызваны врачи, но помощь свою получил преподобный от Царицы Небесной, которая явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление.

После смерти настоятеля отца Исаии – друга с юности преподобного, Серафим Саровский взял на себя подвиг молчальничества и совершенно отрекся от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: «… радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

Новый настоятель отец Нифонт и старшая братия обители предложили отцу Серафиму вернуться в обитель. Весной 1810 года преподобный возвратился туда после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он прибавил к этому подвигу еще и затвор. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров – прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге – старчестве.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Получив благословение у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келлии для всех.

Старец видел сердца людей, он как духовный врач исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь.

Каждый раз выходя из келлии, старец нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище – Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о «Дивеевских сиротах». Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину.

Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». Явление это произошло днем и на нем присутствовала одна дивеевская старица.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил о близкой кончине. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его – близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Второго января (по старому стилю) келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя. 

Подготовлено при содействии издательства "Сибирская Благозвонница"