Духовность

Заступница о душах наших

24 июня (11 июня по старому стилю) православный мир чествует икону Божией Матери «Достойно есть» (Милующая), чудотворный образ которой был обретен на святой горе Афон в Карейском монастыре

24.06.2021 08:10:00

Заступница о душах наших
Заступница о душах наших Фото: Мария Ракова

Прежде чем рассказать о самой иконе, хотелось бы сделать небольшое отступление и вспомнить, откуда существует столько образов Матери Божией. В православном мире написано и посвящено ей более 150 икон, и лишь несколько из них отражают автобиографические события. В большинстве своем иконы, к которым мы обращаемся в своих молитвах, открылись уже после успения Пресвятой Богородицы. Как правило, название образов отражает житейские просьбы, с которыми мы в своих молитвах прибегаем к заступнице рода человеческого. А она, в свою очередь, слыша людские мольбы, обращает свой взор в нашу сторону и протягивает руку помощи, озаряя просящих. Так появляются различные образы Матери Божьей.

На иконе «Утоли моя печали» изображена Мария, которая держит в правой руке Младенца, а левая рука в скорби прижата к виску. На другой крепко обхватила и держит обеими руками протянувшего к ней свои руки Младенца, переживая, что его отнимут: образ как бы показывает нам готовность Богородицы принять на руки и держать в материнских объятиях всякого человека, которому грозят волны мира – «Взыскание погибших». А вот Пресвятая Дева сияет среди огненной звезды – «Неопалимая Купина», эта икона хранится в домах и оберегает от пожаров.

И так каждый образ Пресвятой Богородицы являет собой наши прошения и еще раз доказывает: уйдя к своему Сыну, она не покинула человечество, а, перейдя в мир иной, продолжает помогать каждому, кто просит ее. Одному посылает утешение, другому дает скорой помощи в делах насущных, а третьему – опоры в духовных мольбах. Также и открывались образы Пресвятой Богородицы разными путями: кому-то во сне, а кто-то писал, ведомый ангелом.

В преддверии праздника иконы Божией Матери «Достойно есть» остановимся на этом образе. Икона Пресвятой Богородицы находилась на Афоне в Карейском монастыре, основанном Константином Великим в 335 году. Однажды старец, проживающий со своим послушником недалеко от Кареи, отправился на всенощное бдение в воскресный день, а ученика своего оставил стеречь келию с наказом совершить службу дома. С наступлением ночи ученик услышал стук в дверь, а отворив, увидел незнакомого инока и пригласил его в дом. Оба начали молитвенные песнопения. Во время величания Пресвятой Богородицы оба начали петь древнюю песнь св. Космы, епископа Маиумского: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Но дивный гость сказал, что у них не так величают Божию Матерь. «Мы поем прежде: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего», а уж только после этой песни прибавляем: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».

Хозяин умилился, слушая молитвенные слова песни гостя, и попросил написать их, дабы научиться таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Находчивый гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вон на этом камне». Камень, как воск, умягчился под рукою дивного гостя, а молитвенная песнь Богородице запечатлелась на камне. Ночной гость, назвав себя Гавриилом, исчез.

Всю ночь провел послушник в молитве перед иконой Богородицы, а к утру знал молитву Гавриила наизусть. По возвращению домой старца ученик рассказал своему наставнику о случившемся чуде и показал каменную плиту с молитвой Богородице. Старец же объявил о чуде собору святогорцев. С тех пор церковь воспевает Архангельскую песнь Пресвятой Богородице – «Достойно есть», а икона, перед которой она была воспета Архангелом, находится в алтаре Успенского храма в Протате. Плита с начертанной песнью доставлена в Константинополь.

Таким образом, икона Божией Матери «Достойна есть» - это символ «присноблаженной» и «пренепорочной» Матери Бога нашего. Образ, у которого мы скорее благодарим, чем просим. Славим заступницу рода человеческого и возносим радостные молитвы за то, что имеем возможность обратиться со своими проблемами в трудные минуты.

Были случаи, когда люди в силу своего малодушия насмехались над иконой. Так, на Афоне на 2-й день Пасхи совершается крестный ход с чудотворным образом вокруг Кареи. Говорят, что в 1488 году монахи, жившие на подворье монастыря, не вышли на крестный ход, назвав его противозаконным, посмеиваясь над участниками его. В тот же вечер от сильного дождя с градом погибли все растения в огородах и виноградники этого подворья. Тем самым подтвердилась немощь насмешников перед Богом.

Икона «Достойно есть» относится к первообразу афонских памятников. Младенец восседает слева на руке Богородицы, которая держит Его за правую руку с развернутым свитком. В настоящее время образ закрыт окладом с чеканными изображениями ангелов в середине и святых на полях.

Во второй половине XIX – начале XX веков множество списков чудотворного образа было написано и освящено в русских монастырях на Афоне и прислано в Россию. Для одной из таких икон, привезенной в конце XIX века миссионером иеромонахом Арсением с Афона, был построен храм в Галерной Гавани в Санкт-Петербурге с одноименным посвящением главного престола. В 1950 году по благословению митрополита Григория (Чукова) образ был передан в церковь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, где в его честь освящен северный придел. К слову сказать, на Смоленском кладбище находится и часовенка Блаженной Ксении Петербуржской.

Списки иконы «Достойно есть» находятся во многих храмах русской духовной миссии, как за рубежом, так и в России. Один из современных списков конца XX века, выполненный иконописцами Никольского скита («Белозерки») на Афоне, находится в церкви Святой Троицы в Троицкой слободе в Москве.

По материалам издательства «Сибирская Благозвонница»