Духовность

Колодец Иакова в Палестине

Совсем скоро закончится предновогодняя суета, возможно, кто-то из читателей отправится на выходные в Израиль. В преддверии новогодних каникул в нашей  рубрике «Духовность» мы бы хотели рассказать вам об одном интересном месте - Самарии

25.12.2016 18:39:53

ФОТОРЕПОРТАЖ

Самария (на иврите – Шомрон, ныне Себастия близ города Наблус) – древний палестинский город, который был основан около 880 года до Рождества Христова царем Израильского царства Омри. Такое же название получила и область, лежащая между Изреельской долиной на севере и Иудеей на юге. В 722-721 годах Самария была захвачена сирийцами, город был разрушен, а большая часть жителей Самарии была выселена. Новые поселенцы, собранные со всех концов ассирийского царства, смешались с остатками местного населения. Так и образовалась народность, именуемая в Евангелии самарянами. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея, переняли некоторые иудейские традиции, но считали, что поклоняться Богу надо на горе Гаризим, а не в Иерусалиме. Кроме того, самаряне сохраняли и некоторые языческие традиции. Иудеи гнушались общением с самарянами.

Иногда Иисус проходил через Самарию, когда шел из Галилеи в Иерусалим или обратно, путь этот был короче. Как повествует нам Евангелие от Иоанна, в одно из таких путешествий, когда Спаситель проходил через Самарию, он встретился с самарянкой у колодца Иакова и просил испить воды. Та удивленно ответила: «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются». Разговор этот был очень значим как и для самарян, так и для учеников Иисуса. Именно здесь Иисус произносит свои слова о том, что поклоняться Богу надо не где-то в определенном месте, а там, где душа требует. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине», - говорит он самарянке. После этой встречи женщина-самарянка стала прославлять Господа и прославляется в православной церкви как святая мученица Фотина. Она пострадала за Христа при императоре Нероне в Риме в 66 году.

Колодец глубиной 35 метров наполняется водой из источника. Согласно преданию, он был высечен в скале патриархом Иаковом, сыном Исаака. Сегодня колодец расположен в городе Наблус, внутри греческого православного монастыря в крипте под алтарем.

Храм над колодцем был воздвигнут в пятом веке святой императрицей Еленой. Его неоднократно разрушали и вновь восстанавливали. В настоящее время здесь выстроен величественный и очень красивый храм. Рядом проходит дорога, по которой некогда путешествовали патриархи. Сейчас эта дорога утратила свою живописность, колорит арабских улиц еще больше оттеняет красоту православного подворья, находящегося за большим железным забором. Каждый желающий может попасть на территорию монастыря, если в отведенное для посещений время позвонит в дверь. Путникам обязательно предложат осмотреть подворье и испить воды из святого источника. Важно отметить, что данное путешествие должно быть тщательно спланировано, рекомендуем вам подобрать для этой паломнической поездки опытного гида и водителя.

В храме монастыря есть еще одна святыня, здесь почивают мощи священномученика Филумена. Он возрождал это место и был зверски замучен и убит. Родился отец Филумен в 1913 году на Кипре в семье благочестивых родителей. В 1927 году стал послушником в монастыре Ставровуни. В 1934 году переехал в Иерусалим, где в 1937 принял монашеский постриг с именем Филумен и 5 сентября того же года был рукоположен во иеродиакона, а 1 ноября 1944 года – во иеромонаха. Он служил в монастырях Иерусалимской патриархии: в обители святого Саввы Освященного, у святого Феодосия, у святого Константина, в патриаршем храме в Иерусалиме. Позднее, будучи игуменом, нес послушания у разных святынь.

Колодец Иакова почитается как священное место и евреями, и мусульманами. Иудеи требовали, чтобы отец Филумен убрал крест и иконы, которые мешали им молиться. Но святой не уступал, настаивая на том, что колодец Иакова был и остается православной святыней, поскольку именно здесь место, где сидел Господь. После угроз и давления архимандрит Филумен принял мученическую смерть. 29 ноября 1979 года после издевательства над святым разбойники осквернили и церковь, где служил архимандрит.

Спустя три с половиной года (1983 год) гроб отца Филумена открыли и обнаружили нетленные мощи святого. 11 сентября 2009 года архимандрит Филумен был канонизирован Иерусалимской церковью как священномученик. 5 марта 2010 года Священный синод Русской Православной Церкви постановил: «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской церкви».

Подготовлено при поддержке издательства «Сибирская Благозвонница»