В Музее военной техники ВОВ показали легендарный тягач «Сталинец С-65»
В Музее военной техники «Моторы войны» прошел уникальный демонстрационный показ самого первого и массового советского дизельного трактора (тягача для тяжелой артиллерии)
26.04.2024 13:45:32
В преддверии праздника Великой Победы в крупнейшем Музее военной техники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. впервые состоялась ходовая демонстрация первого и самого массового в производстве советского дизельного трактора «Сталинец С-65». Этот уникальный тягач для тяжёлой артиллерии сошел с конвейера более 80 лет назад, в далеком 1941 году, и стал поистине грандиозным и прорывным сооружением и главным конкурентом компании Caterpillar в 30-40-х годах, которая по сей день является крупнейшим производителем гусеничной техники.
Не менее уникальна судьба выставляемого в Музее «Моторы войны» тягача - в ходе тяжелых военных боев 1942 года он был затоплен и пролежал в болоте 78 лет. Силами поисковых отрядов и реставраторов «Сталинец» был найден, поднят и в течение пяти лет полностью восстановлен руками лучших специалистов страны в мастерской Евгения Шаманского. Сегодня тягач соответствует всем заявленным заводским характеристикам, и он на ходу!
В рамках торжественной демонстрации были представлены и другие редчайшие гусеничные, а также полугусеничные тягачи Красной Армии. Все они на ходу, в их числе:
- «Комсомолец», который в начале Великой Отечественной войны был самым массовым советским тягачом противотанковой артиллерии.
- «СТЗ-5», быстроходный трактор, который использовался как тягач дивизионной артиллерии. Из 12 тысяч тягачей данного типа до наших дней дожило всего несколько штук, из них представленный экземпляр - единственный аутентичный.
- «Коминтерн», единственный комплектный образец первого советского артиллерийского тягача специальной разработки. Созданный как средство мехтяги тяжелой артиллерии, этот тягач на момент создания был лучшим в мире артиллерийским тягачом.
- ЗИС-33, полугусеничный грузовик, созданный под патронажем Н.С. Хрущева. Автомобиль должен был совмещать в себе проходимость полугусеничной машины и подвижность грузовика ЗИС-5. Ныне их сохранилось всего несколько штук.