Духовность

1000-летие Русского Афона

На прошлой неделе Президент Российской Федерации Владимир Путин и делегация Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом прибыли на Святую Гору Афон для участия в торжествах в честь 1000-летия русского святогорского монашества

30.05.2016 09:20:36

ФОТОРЕПОРТАЖ

Это не первый визит главы государства на Святую Гору. Осенью 2005 года Владимир Путин также посетил Афон. Тогда греки оценили приезд Путина как событие исключительной важности: «Приезд на Святой Афон российского государя – исключительное событие, какого никогда не было в истории России и Афона и которое призвано сыграть свою духовно-нравственную роль в преображении России в великую православную державу».

Гостеприимство греческого народа не осталось без внимания и со стороны России. В этом году по приезду Президент РФ отметил, что чувствует особую теплоту, доброту, самое лучшее отношение не только к себе как к главе Российского государства, но и к русскому народу в целом. «На Святой Горе Афон происходит очень важное и очень нужное для православного мира деяние. Это деяние связано с сохранением нравственных устоев нашего общества», - заявил Владимир Путин.

На встрече с членами Священного Кинота глава российского государства подчеркнул исключительную роль Афона в сохранении духовных традиций православия: «Святая Гора ― это уникальный очаг Православия, христианства. Вот уже более тысячи лет здесь бережно хранятся и приумножаются духовные традиции и наши общие ценности». Президент РФ также отметил, что православие укрепляется, помогает огромному числу людей обрести внутреннюю опору, в том числе и людям, проживающим в нашей стране, в России. Владимир Путин еще раз напомнил важность праздника этих дней: «Первому письменному упоминанию о русских на Святой Горе ― тысяча лет, что еще раз подчеркивает важность этого особого места и для нынешней России. Многие века православные верующие нашей страны черпали на Афоне духовные силы и знания».

История афонского подвижничества немыслима без той роли, которую в судьбах Афона сыграла Россия, как невозможно без Афона представить себе историю Русской Церкви. Связь стала еще прочней после Крещения Руси. Первая встреча Руси с Афоном произошла в царствование императора Михаила III (около 842 года), когда «приходила Русь на Царьград и многие русы крестились». В это время, вероятно, появились на Афоне первые русские иноки. Один из них основал на Святой Горе обитель с храмом в честь Успения Божией Матери. По афонской традиции монастырь получил имя своего основателя, и подпись «монаха Герасима, пресвитера и игумена обители Роса» стоит под святогорским актом 1016 года как историческое свидетельство о пребывании русских на Афоне с глубокой древности. Монастырь получил и другое название — Ксилургу, т. е. обитель Древодела: видимо, и на Афоне русские занимались традиционным на Руси столярным и плотническим ремеслом.

Из Успенской обители Ксилургу русское монашество распространилось не только по всему Афону, но принесло благословение Святой Горы и на Русскую землю.

В самом начале XI века на Афон пришел основоположник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Желая подражать жизни святых иноков, принял постриг, по преданию, в Русской обители. После длительного пребывания преподобного на Святой Горе игумен получил от Бога повеление отпустить его в Россию. Как говорится в житии преподобного Антония Печерского, он «принес закон для земли Российской с Афонской Горы».

В XII веке русское братство на Афоне так умножилось, что прот. Иоанн передал в вечное владение русским инокам монастырь святого великомученика Пантелеимона, сохранив за ним и обитель Ксилургу. Это историческое для русского монашества событие произошло в день Успения Богоматери в 1169 году.

Русское монашество набирало силу, крепли связи Русской земли и Афона, даже во времена княжеских междоусобиц не прерывалось это благодатное общение. Трудности и опасности многомесячного пути не стали преградой для русских иноков-паломников, подвижническими усилиями которых поддерживалась непрерывная духовная связь не только с Афоном, но через него — со всеми Восточными Православными Церквами, хранительницами духовного просвещения. Ослабевшие во время монголо-татарского нашествия, эти связи с новой силой возрождаются в XIV—XV веках.

Не прекращались связи России и Афона и в последующие после XV века времена. Киево-Печерская Лавра и обитель Пресвятой Троицы на Маковце, Валаам и Соловки не раз посылали на Святую Гору, как в «школу» православного подвижничества, своих иноков. В России хорошо знали об Афоне и с величайшим благоговением относились ко всякой афонской святыне. Патриарх Никон, желая упрочить духовные связи с Афоном, основал на озере Валдай Иверский монастырь, который, по замыслу Патриарха, должен был стать Новым Афоном, как Воскресенский монастырь стал Новым Иерусалимом. Сюда, на берега реки Истры, в 1663 году была принесена икона «Троеручица» — точный список с афонской иконы.

В 1747 году на Афоне был основан скит «Черный Вир», а в 1757 году – Ильинский, в 1841 году – русский Андреевский скиты.

Расцвет русского монашества на Афоне пришелся на вторую половину XIX века, под духовным водительством великих старцев из обители были принесены в Москву иконы Божией Матери «Скоропослушница» и Тихвинская, а в основанный на Кавказе Ново-Афонский монастырь — икона «Избавительница». На подворье Андреевского скита в Петербурге находилась чудотворная икона «В скорбех и печалех Утешение». Эти святыни прославились многими чудесами и исцелениями. К сожалению, судьба не всех этих икон после революции известна.

В свою очередь, ниоткуда на Афон не поступали такие обильные жертвы, как из православной России. Пожертвования посылались не только в Свято-Пантелеимонов монастырь и другие населенные русскими и славянами обители, но и в греческие. Многие греческие монастыри имели в России свои подворья, которые собирали немалые суммы для своих обителей. Память об этих благодеяниях до сих пор сохраняется на Святой Горе.

В 1912 году братия монастыря насчитывала до 1800 человек, но после революции связь с Россией была прервана и численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. На настоящий момент их вместе с послушниками – более ста. Цифра, надо сказать, далекая от идеала. Но ясно одно - афонское монашество переживает сегодня духовный подъем. В греческих монастырях появилось много молодых иноков, большинство из которых имеют духовное или светское высшее образование. Несмотря на то, что в Греции немало монастырей, эти люди приходят именно на Святую Гору.

Но двухтысячное монашеское братство Афона состоит не только из греков, хотя их большинство. Свои обители имеют здесь русские, сербы, болгары и румыны. В ряде греческих монастырей есть монахи из числа принявших Православие жителей Западной Европы и Америки. Некоторые из них возвращаются затем на родину и несут миру святогорское свидетельство: основывают монастыри и подворья, издают духовную литературу. Один из таких монастырей основал в Великобритании наш соотечественник архимандрит Софроний, ученик преподобного старца Силуана. Даже те из афонитов, которые несут свое служение за пределами Святой Горы, имеют ее благословение и всегдашнее заступничество Божией Матери.

Всю братию отличает особенная любовь к Божией Матери. Монахи уверены, что она сама привела их из мира на Святую Гору; другие молились Божьей Матери и получили помощь в различных опасностях и искушениях. Эта любовь подвигает монахов Святой Горы во всех радостях и печалях обращаться с молитвой к Пречистой Деве Марии.

Говорят, в 1903 году, при игумене Андрее, в Русском монастыре произошло чудо явления Божьей Матери. В то время по протатскому постановлению в обители официально прекратилась денежная раздача милостыни бедным. Надо отметить, что Русский монастырь со времен старцев Иеронима и Макария славился щедрой милостыней, которая выдавалась нуждающимся деньгами, одеждой и продуктами. Милостыня была строго заповедана старцами на последующие времена. И вот когда в последний день ее раздачи был сделан фотоснимок, то на нем впереди просителей оказалась уходящая женская фигура в монашеском одеянии. Это был знак того, что Матерь Божия скорбит об оскудении милосердия в монастыре.

В настоящее время эта фотография большого размера с надписью на русском и греческом языках «Чудо явления Божией Матери 21.08.1903» находится при входе в Пантелеимонов монастырь в большую порту (на том самом месте, где и была снята), напоминая прихожанам о христианском милосердии и необходимости выполнения старческих заповедей.

В разговоре о том, кто больше извлечет пользы из афонского визита, хотелось бы отметить: дружба России и Греции твердо стоит на православном фундаменте. А это значит, что мы говорим на одном языке – языке мира и добра.

 По историческим материалам издательства «Сибирская Благозвонница»