Звезды

Янина Мелехова: Я – актриса, а мода – мое хобби

Популярная актриса театра и кино, режиссер и продюсер, дизайнер Янина Мелехова не перестает радовать своими работами поклонников

10.12.2019 09:39:20

Янина Мелехова: Я – актриса, а мода – мое хобби
Янина Мелехова: Я – актриса, а мода – мое хобби Фото: Полина Забавина (Янина Мелехова на съемках сериала "Адвокат Ардашев")

О работе, творческих планах и взглядах на жизнь читайте в нашем интервью с Яниной.

Янина, вы актриса театра и кино, режиссер и продюсер, дизайнер, ко всему прочему вы мать. Как все успеваете?

Если честно, не знаю. Иногда мне кажется, что мало делаю, и времени ни на что не хватает. Низкий поклон моей семье, без них я бы не смогла. Мои самые главные помощники – это муж, сёстры, родители. Их поддержка бесценна. Они понимают и принимают меня вместе с моей работой. Однажды дочка, расстроившись, что я редко бываю дома, сказала: «Мама, а ты когда выбирала профессию, не могла подумать обо мне?». На что муж ответил: «Анюта, это не мама решала, это профессия выбрала её...».

Когда и как вы начали сниматься в кино? Какая ваша первая работа?

Первые съемки состоялись еще в школьные годы. Это были короткометражки студентов Белорусской академии искусств. Помню, приехала на «Беларусьфильм», оставила свои фотографии, думая, что уже завтра мне позвонят и предложат роль. Чистое дитя. Тогда мобильных не было, и я неделю боялась выйти из дома. Вдруг пропущу звонок жизни! Позвонили только через полгода. Это была курсовая короткометражка Евгения Сетко, который учился на курсе Михаила Пташука. История любви бедной школьницы и обеспеченного мальчика. Увидев меня в «Незнакомке», однокурсник Евгения — Дмитрий Лось — пригласил на главную роль в фильме «Война» по рассказу Сомерсета Моэма «Непокорённые». До сих пор считаю эту работу своей самой сильной. Это было в 2004 году...

Одна из ваших премьер - сериал «Адвокат Ардашев» на телеканале ТВЦ. Расскажите о проекте, вашей героине. Вы с ней похожи?

Моя героиня - актриса Изабелла Юрьевна Ивановская. Главная звезда и прима театра города Ставрополя, где развиваются события. Между нами есть и сходства, и различия. Да и актёр всё равно от себя не убежит, как бы не вживался в роль. Тем более такое совпадение в профессии. Есть еще нюанс, что я в жизни всегда разная. Сама порой поражаюсь своим реакциям и тому, что сегодня совершенно не такая, как вчера. Кого-то это путает. Кто-то может назвать это масками, за которые мы прячемся. Может быть.

Когда только начала читать сценарий, у меня было одно представление о героине, но когда дочитала, поняла глубину этой женщины. Это детектив, и особенность жанра диктует некое запутывание зрителя, не только в сюжете и действиях, но и в характерах людей, в их поведении. Возвращаясь к вашему вопросу… Наверное мы с героиней похожи тем, что обе стремимся добиться целей, порой, переступая через свою гордость...

Вы играете ретро-персонажей: Мэрилин Монро в авторском мюзикле «Трагедия маленькой девочки», Лиля Брик в мюзикле «Маяковский». Мечтаете тоже о ретророли – Евгении Гинзбург. Вы такой человек, который ощущает себя немного не в том времени?

Ощущаю ли я себя в своём времени? Тут не во мне дело, не в том, кого я играю, а в материале, где существуют героини. Современного материала крайне мало. Признаюсь, не так много читаю новых пьес и книг. Потом, опять-таки, мой возраст, я женщина от 30 до 40. Чтобы материал получился, его автор должен быть старше, а сам текст должен пройти испытание временем. Тогда он обретет значимость и глубину. Да, есть исключения, как «Зулейха открывает глаза» по роману молодого автора Гузель Яхиной. Но текст опять же исторический. И всё сразу начинает иметь больший вес. Своё время мы ощущаем интуитивно. Интуитивно я сыграю современного персонажа. Но исторический образ — интереснее. Его «легче» понять, посмотрев холодным взглядом на прошлое. Немножко покопаться, поискать причины.

И потом, не забываем, что это просто роли, современных персонажей у меня тоже хватает. И в жизни я обыкновенный современный человек, который пользуется всеми гаджетами, ездит на авто, ест на ходу, за рулём красится. Иногда ругается. В общем, я нормальный живой человек.

В каких театральных проектах вы задействованы сейчас? Что будет в ближайшее время?

27 декабря в театре «Экспромт» состоится первый показ спектакля «Труффальдино» (комедия Карло Гольдони), где я играю Беатриче. В этой героине женское начало весьма развито, ведь всё, что она делает — ради любви и во имя любви. «Мне силу дает неразумная страсть» - звучит в песне фраза, которая мне очень нравится. «Держусь я и шпагу держу по-мужски, но плачу по-женски ночью я от тоски». За основу этой роли я взяла именно эти строки из песни.

Хоть я играю женщину, переодевшуюся в мужчину, активнее наблюдаю за представителями сильного пола: повадки, походку, жесты. Однажды на репетиции вместо балеток надела казаки на 4 размера больше, и из меня сразу «вылез мужик». Другая стать, походка, манера. У режиссера Александра Львовича Федорова очень четкая позиция, он много показывает, но его изобразить у меня пока точно не получается.

Эта роль, в отличие от Мэрилин Монро в моём авторском проекте «Трагедия маленькой девочки», и Сюзанна Дэлисиас из «Оркестра» в том же «Экспромте» на меня действует очень положительно. Если раньше я чуть что плакала, то сейчас заметила, что да, ощущаю обиду, но в то же время включаю другую реакцию. Стоп, я этого не допущу, сейчас сосредоточусь и решу вопрос. Это идет от героини, которая смело переоделась в одежду брата и поехала за своим любимым. Я бы хотела такой быть.

15 февраля 2020 года в театре Людмилы Рюминой можно будет впервые увидеть нашу «Трагедию маленькой девочки» на большой сцене. Там мы выйдем вместе с моим постоянным партнером Дмитрием Носковым в роли Фрэнка Синатры и небольшим, но талантливым оркестром.

А был уже такой опыт?

Мне уже не впервые играть роль с переодеванием. Много лет я играю в спектакле «Давным-давно». Она же «Гусарская баллада» театра «Экспромт», где также героиня перевоплощается. Хотя там другие цели. Юная Шурочка Азарова, хоть и движима чувствами к Ржевскому, но не только и не столько ради него она отправляется на фронт. Еще в институте я играла Добчинского в «Ревизоре». Но этот герой — большой и жалкий дядечка, такой мелкий человечишко. Такая отдельная работа, отдельный персонаж.

Где нам ещё вас можно увидеть?

Не так давно закончила съемки в картине «Сарматы» режиссера Александра Прошкина. Жду выходов сериалов «Фемида видит», «Балабол», фильма «Нефутбол».

Что касается театральных работ, помимо премьеры «Труффальдино» и остального репертуара театра «Экспромт» в Московском «Театре Луны» идёт мюзикл «Маяковский», где я — Лиля Брик. Продолжаю играть в спектакле «Насмешница Фаина». Кроме того, близится Новый год, а вместе с ним и гастроли в Дании и Швеции, где мы вот уже 4 года подряд играем детские спектакли для русскоговорящих деток этих стран.

Помимо того, что вы шьёте, вы ещё и любите винтажные магазины. Совсем не жалуете современную моду?

Ну почему же не жалую моду? Она циклична, и если лет 10 назад мы не могли подумать, что снова вернутся 90-е, то сейчас все поголовно ходят в джинсах на завышенной талии. Ещё 10 лет назад в винтажном магазине я бы не посмотрела на кожаную куртку с объемными плечами и рукавами-фонариками, а сейчас это писк моды. Так что я слежу за тенденциями. И хорошо, что сейчас всё доступно, интернет нам в помощь. Можно посмотреть любые показы, изучить коллекции. Выбрать то, что подходит тебе. Благо, мода диктует разные направления.

Частенько вспоминаю, откуда пошла моя тяга к шитью. Когда мне было 12-13 лет, мы закупались на рынке, куда с турецких фабрик привозили однотипные вещи. И все ходили в одинаковой одежде. Я была неформальной девушкой, из рок-тусовки: панки, волосатые парни, гитары. В общем, рынок не для меня. Поэтому я начала шить.

В своих платьях вы выходили в свет. Демонстрировали их на красной дорожке. Были ли вы в них уверены? Как отреагировала общественность? Или, может, были казусы?

Меня радует, когда пишут о моих платьях и хорошее, и плохое. Любое внимание – это внимание. И потом, я очень часто не согласна с комментариями, когда блогеры, стилисты обсуждают наряды артисток с красных дорожек. Есть вкус, есть вкусовщина. Это дело каждого.

Я, честно говоря, проще к этому отношусь. Это моё хобби. Почему нет? Я такая, и принимаю себя и свои наряды полностью. Наверное, если бы реакция была отрицательная, я этого не делала. И это мой принцип – выходить на наиболее важные мероприятия в своих платьях. Он как раз и сложился исходя из реакции людей. Я выходила в своём, и на меня «набрасывались»: «Янина, где, где ты нашла это платье? Хотим такое же!». Это меня стимулирует! А то, что обе мои коллекции будут продаваться в Афимолле, о таком даже подумать не могла! За это спасибо друзьям и коллегам, которые постоянно твердили: «Ты должна заняться дизайном серьезнее». Но, повторюсь, я к этому отношусь как к хобби. Всё-таки чтобы заниматься полноценно этим делом, надо бросить актёрство.