Звезды

«Божья коровка»: Мы не боимся экспериментировать

Владимир Воленко, основатель и бессменный лидер коллектива, рассказал БМ24 о творчестве, успехах и семье

07.11.2019 10:29:19

«Божья коровка»: Мы не боимся экспериментировать
«Божья коровка»: Мы не боимся экспериментировать Фото: Пресс-служба группы Божья коровка  - МИА Кушнир Продакшн

Группа «Божья коровка» в октябре представила слушателям новый альбом «Ностальгия». Ее лидер Владимир Воленко рассказал, как создавался альбом, чем «Коровка» живёт сейчас, не мешают ли творческим успехам семейные связи внутри группы и какую музыку он ставит своим детям.

Владимир, здравствуйте. Поздравляю с выходом нового альбома. Расскажите немного о нём, чем он вам нравится, чем отличается от других альбомов группы?

Альбом «Ностальгия» — это типичный для «Божьей коровки» винегрет, состоящий из треков разных жанров и настроений. Он похож на сборник, в котором каждый слушатель может найти для себя что-то своё: от традиционного подхихикивания до трогательной лирической песни или композиций в стиле госпел. А для того, чтобы это не выглядело бессвязным набором песен и переработок, я применил старый дедовский метод конферанса, где текстовые подводки объединяют всё это разношёрстное многообразие в единое целое.

Что направляло вас в поиске нового звучания? Старые композиции переделывались под новые авторские песни, и от этого зависела их аранжировка, или наоборот?

Нет, просто я люблю всё переделывать. Проходит 5-10 лет и начинаешь понимать, что звучание песни устарело. Например, "Гранитный камушек" я переделывал уже 4 раза. И сейчас делаю очередную версию, в которой не будет никакого намёка на Криса Ри.

Люди часто путаются в понятиях, называя сходство отдельных фрагментов и аранжировки плагиатом. Однако плагиат - это тот случай, при котором, сколько не меняй аранжировку, песня всё равно останется копией того, с чего её скопировали. В нашем случае это совсем не так. Если убрать проигрыш или заменить его на другой, "Гранитный камушек" останется "Гранитным камушком", а от Криса Ри не останется и следа. В следующем году я планирую познакомить публику с новой версией: Гранитный камушек - 25 лет спустя.

«Божья коровка» образца 2019 года — это кто? Сатирики, рокеры, лирики или кто-то еще?

Вы правы: и сатирики, и лирики, и немного рокеры... мы не боимся экспериментировать в любом направлении, ведь смесь всего перечисленного и есть фирменный стиль группы Божья коровка.

В 2017 году у вас вышел необычный для российской действительности альбом - «Госпел!». Что вас подтолкнуло к этому? Вы религиозный человек? Исполняете ли вы песни из этого альбома на ваших концертах?

Я не религиозный, я верующий, а это не одно и тоже. В истории музыки великие композиторы часто затрагивали тему Бога и христианства. Известно множество произведений духовного содержания у Баха, Генделя, Моцарта, у наших русских классиков - Рахманинова, Танеева. Вот и я подумал: а мы чем хуже? Насильственный атеизм советского времени давно закончился, ниша свободна, почему бы, являясь верующим человеком, не написать что-нибудь в стиле госпел? Разумеется, в концертах подобный репертуар мы используем не часто. Однако без него невозможны серии рождественских и пасхальных выступлений, которые мы проводим каждый год.

Как бы вы охарактеризовали себя как вокалиста, какие нашли бы достоинства и недостатки?

Сразу скажу, что я не вокалист. Это только информационные порталы, типа Википедии, которые составляют волонтёры-дилетанты, могут написать, что автор-исполнитель типа меня - певец. Они даже не видят разницы в этих понятиях. Я же объясню: певец — это профессиональный музыкант, инструментом которого является его собственный голос. Это артист, который способен высокохудожественно воспроизвести то, что написал композитор для вокального исполнения, будь то песня, ария или романс. Певцами были Федор Шаляпин, Лучано Паваротти, Иосиф Кобзон. У меня же нет ни выдающихся вокальных данных, ни техники, ни навыков. Я автор-исполнитель, то есть убедительно могу исполнить лишь то, что сочинил сам, учитывая свои вокальные возможности.

Есть ли в группе что-то, что продиктовано рынком? Или всё исключительно от сердца?

Тут необходим здравый компромисс. Мы все живём в условиях рынка, однако товар, сделанный без души, сразу видно, и продать его практически невозможно.

В феврале следующего года вы будете отмечать 55-летний юбилей. 25 из них, получается, вы отдали «Божьей коровке». А есть ли в вашей жизни что-то, сопоставимое с ней по значению?

Да, "Коровка" это дело всей моей жизни, но есть ещё три составляющих: это семья, вера и здоровье. На мой взгляд, если чего-то из перечисленного у человека нет, то он не может считаться абсолютно счастливым. Но это лишь моё мнение, и я его никому не навязываю.

Какие песни из репертуара «Божьей коровки» вам исполнять доставляет наибольшее, чисто физиологическое удовольствие?

Физиологическое? Неожиданный вопрос.  Наверное, те, в которых вокальная партия находится в средней тесситуре. Находясь на сцене, брать очень низкие ноты сложно и особо высокие тоже. Даже Фредди Меркури избегал их в концертом исполнении, подменяя на другие, более удобные.

Как известно, ваша творческая жизнь тесно переплетена с семейной: ведь ваш верный друг и соратник по «Божьей коровке» - Наталья Шоколадкина… Не мешает ли это отношениям - например, творческим?

Наоборот, только помогает. Я отвечаю за репертуар, аранжировки, концертный саунд, она за сценический имидж: костюмы, прически, реквизит. У нас творческий тандем!

Какую музыку вы включаете своим детям? Интересуетесь ли вы тем, что сейчас популярно среди их сверстников?

Чаще я включаю им "музыку", в отличие от того, что они порой демонстрируют мне. И они это чувствуют. В их возрасте мы слушали концептуальные альбомы Битлз, Yes, Pink Floid, где 45 - 60 минут пролетали на одном дыхании. Сейчас это поделки, треки, биты... Послушал 20 секунд, не понравилось, нафиг - следующий… Тогда это было драгоценностью. Виниловые диски на вес золота. А сейчас всего море, но это как песок, чаще не музыка вовсе, а просто сопровождающий что-либо аудиофон.

Вы уже в детстве мечтали уйти в область музыки или это желание сформировалось позже? Если бы не музыкант, то кто?

Кем я только не мечтал быть в детстве: и художником, и садовником, и строителем, и водителем троллейбуса, и космонавтом. Но тут уж как говорится: кто на что учился. Уже в 5 классе я понял, что буду эстрадным музыкантом. Поэтому закончив музыкальную школу, прямиком направился в музыкальное училище, а потом и РАМ им. Гнесиных.